January 2021

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
1718 1920212223
24252627282930
31      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
v_murza: (Default)
[personal profile] v_murza
ИСТОРИЧЕСКИЙ АНЕКДОТ


Илья Иванович Байков (1768-1838), чей юбилей прошел незамеченным в прошлом году, был самым известным кучером в российской истории. В 1801 г. он был нанят в придворную конюшню для разъездов императора Александра I и сопровождал государя во всех поездках и путешествиях до самой его кончины. Запрягали лошадей другие кучера, но правил всегда Байков.
О его богатырской силе ходили легенды, мог он осадить четверку лошадей на полном скаку. Знали его в лицо и светлейшие князья, и бравые генералы. Когда кому-то нужна была помощь и личное вмешательство Александра I, то советовали в первую очередь обратиться к Илье, добавляя: «Он добрый человек и пожалеет вас». Байков всегда находил нужный момент, когда монарх находился в благосклонном расположении духа.

Однажды он чуть не стал почетным членом Академии художеств. Случилось это так.

Выборы почетных академиков проходили каждый год в сентябре перед публичным открытием Академии и началом занятий. Процедура эта носила неформальный характер: собирался Совет из ряда профессоров с участием президента и вице-президента, они прохаживались по конференц-зале, предлагали кандидатуры, тут же велись дискуссии и дебаты.
Не стал исключением и год 1822-й. Иван Петрович Мартос (впоследствии ректор Академии) предложил кандидатуру министра внутренних дел графа В.П. Кочубея, который особых заслуг в искусстве не имел.
Это вызвало моментальную реакцию вице-президента Александра Федоровича Лабзина: «Кочубей ничего полезного для Академии не сделал, другое дело Аракчеев, он даровал Академии большие заказы, от Кочубея же ничего подобного никогда не было». Кто-то, кажется президент Академии А.Н. Оленин, желая одернуть увлекшегося Лабзина, произнес: «Да он очень близок к государю!».
На что Лабзин предложил избрать лейб-кучера Илью Байкова: «Он не только ближе всех, но еще и впереди государя сидит!».
На это Лабзину было сказано: «Хотите, мы донесем на вас за эти слова?», на что он отвечал: «Как вам угодно, я от своих слов не отопрусь».

В итоге избрали Кочубея, а донос был послан напрямую Александру I, который пребывал тогда в итальянской Вероне.
Вот такие они, академики наши. И время над ними, похоже, не властно.

Вице-президента Александра Федоровича Лабзина за его речи сослали в Симбирскую губернию, но государь даровал ему ежегодный пенсион в 2 тыс. руб. Совсем неплохо по тем временам.
Кучер Илья Байков после смерти Александра I привез тело императора из Таганрога в Москву. Его сын Петр (1817-?) стал художником, окончив Академию художеств.

Траурная процессия славной памяти усопшего Е.В. Императора Александра I. Неизв.худ., СПб, 1826. Утащено у [personal profile] shakko_kitsune


Источник: Воспоминания Софьи Алексеевны Лайкевич, воспитанницы А.Ф. Лабзина. Русская Старина, 1905. Т. 124. № 10.
Рисунок в заголовке поста: Худ. И.-Е. Вивьен де Шатобрен. Илья Иванович Байков (1768-1838), кучер императора Александра I. Иллюстрация из книги «Русские портреты XVIII и XIX веков. Издание Вел. князя Николая Михайловича Романова»
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting
Page generated Jan. 27th, 2026 08:48 pm
Powered by Dreamwidth Studios