January 2021

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
1718 1920212223
24252627282930
31      

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
v_murza: (Default)
[personal profile] v_murza
К ГОДОВЩИНЕ НАЧАЛА ЗИМНЕЙ ВОЙНЫ

Молвит старый Вяйнямейнен,
Говорит слова такие:
"Лодку славную я сделал,
Сколотил я челн мой крепко,
Чтоб выдерживал он ветер,
Чтоб держался в непогоду"

(«Калевала», руна 18, 683-688; перевод Л.П.Бельского)

Как корабль назовете, так корабль и поплывет. Воплощение этой старой истины в истории финского броненосца береговой обороны «Вяйнямейнен» и охоты на него сталинской военной машины приобрело совершенно необычные и почти мистические черты. С практически точным повторением сюжетных линий «Калевалы».

РОЖДЕНИЕ ГЕРОЯ
Броненосец береговой обороны (ББО) «Вяйнямейнен» был построен в 1932 г. на верфи «Крейтон-Вулкан» в Турку.


В то время это был самый крупный корабль флота Финляндии. Его водоизмещение составляло 3900 тонн, длина почти 100 м., ширина 16,92 и осадка 4,5 м. Вооружение состояло из 2 двухорудийных 254-мм башен, 4 двухорудийных 105-мм пушек и 14 40-мм и 20-мм зенитных автоматов. Корабль имел сильное бронирование: толщина бортовой брони равнялась 51, палубной — до 19, башен — 102 мм. В экипаже насчитывалось 410 человек.


Башни главного калибра (254-мм/45) ББО на заводе Бофорс (Швеция)

Броненосец был назван в честь главного героя финского поэтического эпоса «Калевала».
Вяйнямейнен - «вековечный прорицатель», богатырь и поэт, почти в каждой руне эпоса именуемый «друг моря». Вряд ли можно придумать лучшее название корабля.

Но у него было немало врагов, из коих злобная старуха Лоухи, юный недоумок Йоукахайнен – не так страшны, при всем коварстве они какие-то «свои». Главная опасность исходила из Туонелы - царства мертвых. Отсюда герою едва удалось выбраться живым (руна 16).

Корабль был спущен на воду и стоял на рейде порта Турку недалеко от судоверфи. В одну из ночей вахту нес матрос Перттунен. Он вдруг увидел озаренного бледным сиянием высокого старика на лодке с развевающимися седыми волосами. Матрос стоял в оцепенении и поднял тревогу, лишь когда лодку заслонил борт броненосца. Видение исчезло.
В судовом журнале появилась запись о происшествии, а матрос оказался однофамильцем легендарного рунопевца Архиппы Перттунена, со слов которого Леннрот записал «Калевалу».

Не знаю, насколько можно верить этой истории, но с самого начала своего существования «Вяйнямейнен» стал мозолить глаза командованию советского Краснознаменного Балтийского флота (КБФ).

ПЕРВЫЕ АТАКИ ТУОНЕЛЫ
В Туонеле один был старец,
У него три пальца было;
Из железа плел он сети,
Сети медные готовил
(руна 16)

Туонела или Мана, царство мертвых, согласно «Калевале», находилась неподалеку за рекой. Кто являл собою это царство в 30-40-х гг. XX века, догадаться несложно. Из цитированного выше стиха, а также, например, из следующих строк:

Опустись в обитель Калмы,
Вниз, в распухший дерн могильный
И в ископанную землю,
Где народы погрузились,
Где лежат большие толпы!
(руна 17)

Еще до начала Зимней войны 23 ноября 1939г. Военный совет КБФ (приказ № 5) поставил задачу своим ВВС уничтожить корабли Финляндии, считая главными целями «Вяйнямейнена» и его близнеца – ББО «Ильмаринен».

В первый день войны 30 ноября три бомбардировщика ДБ-3 нанесли по ним удар на рейде базы Ханко. Из-за большой высоты- ни одного попадания. Повторные удары не удались из-за плохой видимости. Когда погода улучшилась, броненосцы исчезли. Самолеты-разведчики осмотрели все шхеры, но кораблей не обнаружили.
Через некоторое время броненосцы появились в порту Турку, и в воздух поднялось уже 24 бомбардировщика.
Но снова резко ухудшилась видимость. Бомбы пришлось сбросить по запасным целям (площадным).

26 февраля 1940г.сразу 19 бомбардировщиков (7 типа ДБ-3 и 12 типа СБ) вылетели в район Турку для повторного удара. Первыми в район должны были войти самолеты СБ для подавления зенитных огневых средств. После этого самолетам ДБ-3 следовало уничтожить корабли.
Но и на этот раз удар не получился. В связи с тем, что бомбы сбрасывались с больших высот, подавить ПВО не удалось, а из-за сильного огневого противодействия самолеты ударной группы не могли снизиться. Как и ранее, они бомбили с больших высот. Сбросив 21 бомбу 500-кг калибра, самолеты покинули район, потеряв при отходе одну машину.

29 февраля под прикрытием 16-ти истребителей по «Вяйнемяйнену» и «Ильмаринену» нанесли удар 9 самолетов СБ и 5 ДБ-3. С высоты около 5 тыс. метров на корабли сбросили 60 авиабомб. И снова ни одного попадания.

КОРАБЛЬ-ПРИЗРАК
Был там сын у Маны: пальцы
Это крючья из железа;
Сто сетей он расставляет
В черном Туонелы проливе,
Поперек и вдоль их ставит,
Ставит наискось те сети,
Чтоб не вышел Вяйнямейнен,
Чтоб не выскользнул друг моря
(руна 16)

Финская война приближалась к концу, а главная задача оставалась невыполненной. Командир ВВС КБФ ген.-майор авиации В.В.Ермаченков шел на все, лишь бы успеть уничтожить злосчастные корабли. При случае и нарком, и командующий флотом задавали один и тот же вопрос: как обстоят дела с уничтожением броненосцев?

В конце концов Ермаченков решил провести операцию по уничтожению одного «Вяйнямейнена».
К разработке плана он привлек весь штаб. К началу марта план был готов. Сначала решили нанести удар по объектам ПВО, а затем с интервалом в 3—4 минуты сбросить на броненосец более 50 бомб крупного калибра.

Для проведения операции отобрали лучших летчиков из 8-й и 10-й авиабригад. Операция началась 2 марта 1940г. В совместном ударе приняли участие 28 бомбардировщиков и 19 истребителей. Но реализовать замысел операции и на этот раз не удалось. Причина — слабое взаимодействие обеспечивающего и главного ударов, интервал между которыми составил не 3—4 минуты, а около 20.
Зенитные батареи, подавленные на время, противник за эти 20 минут снова привел в готовность и открыл огонь. Из-за этого бомбы опять сбрасывались с большой высоты: ни одна из 56 бомб не попала в корабль. Это был последний удар по «Вяйнямейнену» в Зимнюю войну.

Участники этой войны стали называть «Вяйнямейнен» кораблем-призраком.


НЕУДАВШИЙСЯ ПЕРЛ-ХАРБОР
Туони сын тут поднял пальцы,
Эти крючья из железа,
Вышел в утреннее время,
Посмотреть пошел он сети.
Там нашел форелей сотню,
Рыбок тысячу помельче,
Не нашел он только Вяйне,
Не нашел он друга моря
(руна 16)

Следующая серия охоты на «Вяйнямейнена» началась в первые дни Великой Отечественной войны. И опять безуспешно.
По рассказам служившего в разведке КБФ И.А.Быховского, на территорию Финляндии были заброшены разведгруппы, одна из которых даже наблюдала «Вайнямейнена» визуально. Но когда к нему подобрались ближе, оказалось, что это макет.

12 июля 1944г. совершенно неожиданно похожий корабль воздушная разведка обнаружила в базе Котка. В штабе советских ВВС его приняли за «Вяйнямейнена». Однако на фотографиях не просматривались характерные для ББО мощные носовая и кормовая орудийные башни, а также массивная, в виде трубы, мачта. Но разведчиков никто слушать не хотел. Всем очень хотелось потопить корабль-призрак.

12 июля 30 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 под командованием Героя Советского Союза гвардии полковника В.И.Ракова нанесли по кораблю удар. Их прикрывало 24 истребителя Як-9. Пикировщики сбросили на корабль около 70 бомб ФАБ-500 и ФАБ-100. И опять ни одна из них не достигла цели. Неудачу Раков объяснял плохой подготовкой летчиков: в ударе участвовало в основном новое пополнение.

Следующий удар спланировали на 16 июля. В разработке плана спецоперации принимал участие сам командующий авиацией КБФ ген.-лейтенант авиации М.И.Самохин.

По личному приказу Сталина на уничтожение «Вяйнямейнена» вылетели сразу 132 самолета. Бомбовая нагрузка всех самолетов составляла 38 тонн. Весь удар был рассчитан на 8 минут. В течение 3-х дней пилоты тренировались в прицельном бомбометании по точечной цели. Вблизи Лужской губы они по 5—6 раз бомбили болванкамивыступающую из-под воды каменистую гряду.

Первой в район прибыла группа расчистки воздуха. Затем удар по средствам ПВО нанесли 12 штурмовиков Ил-2, которые вел командир полка Герой Советского Союза подполковник Н.Г.Степанян. После этого с двух направлений по кораблю нанесли удар пикирующие бомбардировщики 1-й ударной группы. В него попало 2 бомбы ФАБ-250. На корабле возник пожар, и появился крен на левый борт. В это время 2 шестерки штурмовиков нанесли второй удар по средствам ПВО, а самолеты демонстративной группы начали имитировать выход в атаку, отвлекая на себя огонь зенитной артиллерии. Затем на малой высоте (30 м) на цель вышли топмачтовики (про топмачтовое бомбометание см. здесь ). Их первая пара сбросила 1000-кг. бомбы. За ней с минимальным интервалом удар нанесла вторая пара. В корабль попало не менее двух 1000-кг. бомб. Он накренился, потом опрокинулся и затонул. Еще 2-мя бомбами был потоплен транспорт водоизмещением 6 тыс.тонн. Зенитной артиллерией был сбит один топмачтовик, а 4 самолета получили повреждения.

В конце лета 1944 г. командующий КБФ адмирал В.Ф.Трибуц получил «Отчет по операции уничтожения ББО «Вяйнямейнен» в порту Котка». Трибуц подписал сразу 6 представлений на присвоение звания Героя Советского Союза, а В.И.Раков получил вторую золотую звезду Героя (первую ему вручили за войну с Финляндией).
В СССР был выпущен агитационный плакат «Потопление финского броненосца «Вяйнямейнен».Казалось, в этой истории поставлена жирная точка.


Через некоторое время «Вяйнямейнен» был обнаружен разведкой совсем в другом месте. Целый и невредимый.

Так что же произошло 16 июля 1944г.?
Оказывается, был потоплен немецкий крейсер «Ниобе», только что перебазированный для усиления ПВО Котки.
Между этими кораблями мало сходства. Сравним их силуэты:

крейсер ПВО «Ниобе»

ББО «Вяйнямейнен»

Причину ошибки можно объяснить тем, что «Вяйнямейнен» и «Ниобе» имели примерно одинаковые размеры, других кораблей такого класса в Финляндии не было. А можно и тем, что с самого верху был дан приказ уничтожить именно «Вяйнямейнен». Приказ настолько серьезный, что даже в упомянутом выше «Отчете по операции уничтожения ББО «Вяйнямейнен» в порту Котка» нарисован силуэт «Вяйнямейнена» с характерными орудийными башнями и толстой мачтой.

Позже на титульном листе отчета, по указанию Главного штаба ВМФ, название «Вяйнямейнен» зачеркнуто, а выше сделана надпись: «Считать крейсер ПВО «Ниобе». Комментарии излишни.

На флоте стала ходить байка о некоем балтийском летчике, которого в 1940 и 1944 гг. наградили за потопление «Вяйнямейнена», а в 1947г. – за его обнаружение.


ЭПИЛОГ
Рассердился Вяйнямейнен,
Рассердился, устыдился,
Собрался идти оттуда
И идет на берег моря.
.....
Едет старый Вяйнямейнен,
Едет с парусом шуршащим
На челне, обитом медью,
На богатой медью лодке,
Едет он туда, где вместе
Сходятся земля и небо.
(руна 50)

По условиям Парижского мирного договора от 10 февраля 1947г. Финляндия лишалась права иметь в составе своего флота ББО и подводные лодки — они должны были продаваться или идти на слом. Вот тут бы и поставить «Вяйнямейнена» на вечную стоянку, сделать корабль-музей по типу «Авроры».
Увы, чересчур прижимистые suomalaiset продали «Вяйнямейнена» Советскому правительству за 265 млн. финских марок.

22 апреля 1947г. корабль зачислили в списки ВМФ СССР под наименованием «Выборг». Под этим именем он прослужил до 25 февраля 1966 г., а потом был разделан на металл. Но это уже другой корабль и другая история.

За все годы войн советская авиация пыталась потопить «Вяйнямейнена» 61 (!) раз, но так и не смогла это сделать. Было сброшено в общей сложности 500 тонн бомб, но ни одна из них не достигла цели.


Источники:
В.Д.Доценко. Охота за броненосцем «Вяйнемайненом».
Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ .
Рисунок в заголовке поста: Akseli Gallen-Kallela. The Departure of Väinämöinen
Date: 2011-11-26 09:06 am (UTC)

From: [identity profile] impudent-squaw.livejournal.com
Фантастическая история)) очень интересно!
Прямо, как говорится, "слова бледнеют")))
Date: 2011-11-26 09:12 am (UTC)

From: [identity profile] maikl-712.livejournal.com
Любопытная история. Спасибо!
Всё верно - эпос надо либо уничтожить, либо использовать. Ленин в 17-ом использовал на полную катушку, Сталин уничтожал почти всегда.
Date: 2011-11-26 09:45 am (UTC)

From: [identity profile] v-murza.livejournal.com
Спасибо))) История действительно такая, что при всем желании придумать подобное невозможно.
Удивляюсь, почему ее до сих пор не экранизовали.
С учетом печально-философского конца, это прекрасно бы сделал Аки Каурисмяки.
Date: 2011-11-26 09:46 am (UTC)

From: [identity profile] v-murza.livejournal.com
Спасибо! Вы абсолютно правы. Война шла не с кораблем, а с символами и архетипами.
С созданием новых, от коих до сих пор не избавиться.
Date: 2011-11-26 09:51 am (UTC)

From: [identity profile] maikl-712.livejournal.com
Совершенно с Вами согласен. И Сталин разумно бил в эту точку. Сокрушая героический эпос, он пытался сокрушить волю к сопротивлению. А в том, что не удалось уничтожить корабль с таким именем и в том, что Финляндия выстояла, есть, есть весьма любопытная мистика, Вы правы.
А от новых мифов мы избавляемся с огромным трудом. Их вбили в головы пулей и прикладом. И продолжают вбивать телевидением и прессой. Мифы - наша страшная беда.
Edited Date: 2011-11-26 09:53 am (UTC)
Date: 2011-11-26 10:23 am (UTC)

From: [identity profile] v-murza.livejournal.com
Да уж. Я только что из Москвы прибыл, столицы мифотворчества. Но там, к счастью, сохранилось и много подлинного из той еще жизни. Посетил могилы А.И.Деникина и В.О.Каппеля в Донском монастыре.

А феномен Финляндии, единственной страны, устоявшей перед этой машиной, очень интересен и до конца, как представляется, еще не понят.
Date: 2011-11-26 01:54 pm (UTC)

From: [identity profile] teufelus.livejournal.com
интересно конечно, но ни слова о его орперациях. Что он сделал кроме оттягивания небольших сил авиации?
Date: 2011-11-26 03:06 pm (UTC)

From: [identity profile] maikl-712.livejournal.com
Что-то опять чудит ЖЖ. Только смог Вам ответить.
Много сохранилось в столице мифотворчества, но ещё больше разрушено. И продолжается разрушение с новоделом. Я как коренной москвич, скажу Вам - Москвы нет. Есть новый Вавилон. Каждый раз, когда приезжаю, ужасаюсь новым исчезновениям. И многое исчезает тихо без всяких скандалов.

А феномен Финляндии - да. Умный и смелый человек Маннергейм и народ, не принявший коммунистическую веру. И обратите внимание - у финнов совсем иной эпос. Я имею в виду его смысловую нагрузку, героику, отношение к труду.
Не было ближе эпоса к коммунистической идее, чем наш. Ленин это хорошо понимал.
Date: 2011-11-26 03:30 pm (UTC)

From: [identity profile] v-murza.livejournal.com
ЖЖ будет "чудить" всё больше по мере приближения известных мероприятий. Совет: заведите себе дубль-дневник на "ЛжеРоссии":
http://lj.rossia.org/users/v_murza/
И я, и Анастасия так и сделали. Иначе все может в один момент пропасть.
А вот по поводу близости духа российского народа коммунизму, я с Вами не согласен. Хлысты, скопцы, пугачевы, масонодекабристы всякие - возможно. Но общей массе это чуждо. Иначе не было бы здесь столько героев и мучеников в XX веке.
Date: 2011-11-26 03:49 pm (UTC)

From: [identity profile] maikl-712.livejournal.com
Спасибо за совет. Я уже по Настенькиному совету сделал аккаунт там, но не перекачивал. Сегодня-завтра перекачаю обязательно. Спасибо, что напомнили!

Я не про дух. Здесь Вы правы абсолютно. Я про эпос. Ожидание чуда во всех его проявлениях при полном безделье и лености - всё это несомненно квинтэссенция нашего эпоса. Иван-дурак, валяющийся на печи, не слезая с неё получает и невесту-царевну и полцарства. И т.д. и т.п. Именно это Ленин и понимал. И именно сам диктовал лозунги революции. Революция победила только на лозунгах! Он был первый настоящий пиарщик. Именно поэтому вся голытьба империи так поддержала большевиков. Вспомните комбеды, они были МАССОВЫМ явлением. Пришло чудо в лице Ленина и большевиков. Вспомните прессу первого десятилетия советской власти. И окна РОСТа. Стилизованные под народные сказки рассказы и картинки о Ленине и большевиках были тоже МАССОВЫМ явлением. Создавался новый эпос НА БАЗЕ старого. И это делалось массово и целенаправленно. Параллельно с уничтожением (физическим, нравственным и историческим) всего трудолюбивого и созидательного.
Для сравнения вспомните, например, французский эпос. Жак, сапожник, трудился всю жизнь в поте лица и ЗА ЕГО ТРУДОЛЮБИЕ фея ему помогла. Существенно иной взгляд. Не это ли ответ на тот вопрос, почему революция случилась и победила в России?
Date: 2011-11-26 04:31 pm (UTC)

From: [identity profile] v-murza.livejournal.com
Самое интересное и состоит в том, что он практически ничего не сделал.
Более того, ББО - это фактически бронированная баржа с пушками. Для операций в открытом море она малопригодна из-за малой осадки и невысокой устойчивости.
Тем удивительнее, что столько самолетов участвовало в операции по уничтожению устаревшего и не представляющего особой угрозы корабля.
По словам В.Д.Доценко, в монографиях и учебниках по истории военно-морского искусства этот удар считается образцом уничтожения сил флота противника.
Date: 2011-11-26 05:17 pm (UTC)

From: [identity profile] v-murza.livejournal.com
С точки зрения пиара это действительно была беспримерная акция


Самое забавное, что в утонченной Франции мерзостей было едва ли не столько же
Date: 2011-11-26 05:40 pm (UTC)

From: [identity profile] maikl-712.livejournal.com
Хорош плакатик!))
Мерзостей везде хватало, но коммунистическая идея победила изначально (и удержалась) только в России.
Там в Европе приверженцев было много, но недостаточно. Поэтому сразу провалились и немецкая революция и остальные попытки.
Только у нас эта идея нашла массового потребителя. И дело не только в том, что с отмены рабства прошло всего полвека и не только в том, что не было массового образования и не только в том, что средний буржуазный слой в социальном пироге был весьма тонок, но и ВО-МНОГОМ в том, что коммунистическая идея "каждому по потребности" была очень близка к народному эпосу "по-щучьему велению, по моему хотению". Два лозунга революции - "Землю - крестьянам!" и "Заводы - рабочим!", написанные ЛИЧНО Лениным, РЕШИЛИ ВСЁ.
Почему эпос имел у нас такую силу? Я считаю, что по изложенным здесь причинам - http://maikl-712.livejournal.com/110749.html. Другого быть и не могло.
Date: 2011-11-26 06:25 pm (UTC)

From: [identity profile] impudent-squaw.livejournal.com
Жалко, что его продали России...это памятник.
Пример того, что количество не всегда переходит в качество:)))почти никогда, вот 61 раз пытались добить))
Date: 2011-11-26 06:30 pm (UTC)

From: [identity profile] kirkonhiiri.livejournal.com
Отправил к себе
Date: 2011-11-26 06:46 pm (UTC)

Date: 2011-11-26 07:37 pm (UTC)

From: [identity profile] lucas-v-leyden.livejournal.com
Отличная история!
Надо ли сомневаться в том, что за 265 миллионов продали какой-то другой корабль, а старик еще выплывет из устья могучей Торнийоки и всем покажет:)
Date: 2011-11-26 10:29 pm (UTC)

From: [identity profile] n-wiljam.livejournal.com
Спасибо, замечательная история! Перепостил.
Date: 2011-11-26 11:18 pm (UTC)

From: [identity profile] silva2103.livejournal.com
Вот, раскопал интересное))

Разве может Вяйнямейнен
Обмануть надежды финнов,
В исступлении военном,
И оставить для расправы
Славный челн, носящий имя
И печать его защиты???
Date: 2011-11-27 05:36 am (UTC)

From: [identity profile] zalgalina.livejournal.com
Увлекательный рассказ и замечательное оформление - особенно вставки рун из "Калевалы".
И очень интересные комментарии с обсуждением.
Большое спасибо.

Почему-то никак не могла читать "Калевалу",хотя и много раз начинала.Даже с иллюстрациями для детей. Тоска нападала.
Date: 2011-11-27 07:03 am (UTC)

From: [identity profile] nbl.livejournal.com
Очень,очень интересно! Тем более, что я, к своему стыду,очень мало об этом знала.Действительно,все интересно- и пост и комментарии.Спасибо.
Date: 2011-11-29 03:18 pm (UTC)

From: [identity profile] v-murza.livejournal.com
Спасибо! Очень интересный материал, хотя и откровенно полемический.
Честно скажу, не согласен с Вами на 90%. Россия совершенно особый мир, и почти все ее беды начинались от "подлаживания" под Европу. "Буржуазная революция", увы, победившая в феврале 1917-го - начало всех последующих бед.
Но, повторюсь, каждый имеет право на собственную точку зрения.
Вам, вероятно, небезынтересна будет вот эта:
http://neandertalshome.narod.ru/HTML/smirnov.html
(с ней я не согласен на 95%)
Date: 2011-11-29 03:36 pm (UTC)

sorry, та ссылка исчезла

From: [identity profile] v-murza.livejournal.com
Вот актуальная ссылка на помянутую статью Алексея Смирнова
http://magazines.russ.ru/zerkalo/2007/29/sm11.html
Date: 2011-11-29 03:51 pm (UTC)

From: [identity profile] v-murza.livejournal.com
Естественно:)
А потом по нему шандарахнут из космоса с потерей пары МКС
Date: 2011-11-29 03:52 pm (UTC)

From: [identity profile] v-murza.livejournal.com
Спасибо за неравнодушие!
Date: 2011-11-29 04:15 pm (UTC)

From: [identity profile] v-murza.livejournal.com
Только толпы злых venäjan,
шопоголиков проклятых,
обманули старикана,
развели и друга моря,
переделав его в «Выборг»
и послав в металлолом;=))
Date: 2011-11-29 04:50 pm (UTC)

From: [identity profile] v-murza.livejournal.com
Пастух иль рыбарь на скалах
Поет таинственные руны,
Уж непонятные для нас!
И часто в полуночный час
Звучат под шум дубравный струны,
И движется в его руках
Созданье бога Вейнамены,
Преданья рун ему бесценных;
Убереглись они в веках... (Ф.Глинка, написано за 5 лет до опубликования "Калевалы")

Спасибо, Галина! Калевала - великая книга и под настроение у меня очень хорошо идет. Даже в части предсказаний.
Date: 2011-11-29 04:54 pm (UTC)

From: [identity profile] v-murza.livejournal.com
Спасибо, Наташа))
А почему ты давно ничего не пишешь в ЖЖ? И как поживают твои очаровательные коты?!
Date: 2011-11-29 05:56 pm (UTC)

From: [identity profile] maikl-712.livejournal.com
Вам спасибо, что прочли и сочли интересным!
Он полемичен в оценках, но не полемичен в сути, поскольку там изложены факты и ничего более. Вообще сводные таблицы и анализ фактов истории нашей даёт массу пищи для размышлений и выводов. Я ниже дам ссылку на одну действительно полемичную, даже крайне полемичную вещь, где в первой части есть некий сводный анализ.
Спасибо Вам за честную позицию несогласия!)) Это всегда вызывает уважение. У меня несколько иной взгляд на историю и я считаю, что февральская революция - это КОНЕЦ-ПРОРЫВ всех накопившихся веками нелеченных бед России, а ОКТЯБРЬ - НАЧАЛО новых, корни которых сидят именно в искусственном жёстком многовековом сдерживании цивилизованного развития страны, что и привело к самой страшной трагедии в истории человечества. Сдерживания исключительно в интересах власти и против интересов народов страны.
А "особый путь" - это не более чем пропагандистская уловка всех властей России, придуманная для закабаления и ограбления собственного народа. Ничего более. Нет никакого "особого пути". Обычный путь империи, обычный путь православия, обычный путь сохранения самодержавной власти.
Но, не будем спорить, Вы абсолютно правы, что каждый имеет право на собственную точку зрения.
Очень жаль, но Ваша ссылка почему-то не работает. Отвечает, что страница не существует или удалена. Если Вам несложно, повторите пожалуйста.
Да, и обещанные ссылки на полемический материал -
начало - http://maikl-712.livejournal.com/135413.html
окончание - http://maikl-712.livejournal.com/135120.html
Date: 2011-11-29 05:59 pm (UTC)

Re: sorry, та ссылка исчезла

From: [identity profile] maikl-712.livejournal.com
Да, спасибо, эта ссылка работает. Сейчас прочту.
Date: 2011-11-29 07:50 pm (UTC)

Re: sorry, та ссылка исчезла

From: [identity profile] maikl-712.livejournal.com
Огромное спасибо Вам! Без всяких преувеличений. Весьма, весьма интересно. И действительно, много, много близких мне оценок. Спасибо!
Date: 2011-12-18 03:08 pm (UTC)

From: [identity profile] pamsik.livejournal.com
Даа, Действительно мистика какая-то.
И - потрясена прочитанным. Особенно почему-то убил конец, т.е. разделка броненосца на металл в 66-ом. А переплетение текста с Калевалой - прекрасно. Люблю этот эпос, очень он здесь к месту.
Комментарии к посту тоже хороши. Буду думать о дубле жж. Не надо быть ясновидящим, чтобы не догадаться о том, что в преддверии каких-либо значимых политических событий жж "почему-то" перестаёт работать. ...
Date: 2011-12-19 05:03 pm (UTC)

From: [identity profile] v-murza.livejournal.com
Калевала особый текст, в нем присутствует магия.
Пример из собственной жизни: в 2008г. я впервые добрался до Нового Валаама. По своему обыкновению облазил там все углы, увиденное просто потрясло меня. Задал себе вопрос: такие тектонические сдвиги, как обоснование в Финляндии великих русских святынь, Коневской и Валаамской икон Пресв.Б-цы, должно быть как-то предсказано и отражено в Калевале. У меня дома ее текст еще советского издания БВЛ.
Далее не поверите: закрыл глаза, открыл наугад книгу, ткнул пальцем:
Руна 28, 240. Лемминкяйнен спрашивает у матери, где бы он мог укрыться от погони демонических жителей Похъёлы :

«...Мать, ты жизнь мне даровала,
молоком своим питала!
Ты куда велишь бежать мне,
мне куда бежать, укрыться?
Уж у рта стоит погибель,
к бороде идет несчастье...»

А вот ее ответ:

«...Знаю я клочок землицы,
очень малое местечко,
где ни споров, ни раздоров,
меч туда и не заходит...»

Герой скрылся в этом местечке, а похъёланцы разорили и сожгли его дом. Но мать дом покинула и стала жить на новом месте в глухом лесу.
Вот так, наверное, молились Владычичице и монахи Валаамского монастыря, когда в 1939г. его начала бомбить советская авиация.
Это я включил в свой старый пост.
Date: 2011-12-21 01:17 pm (UTC)

From: [identity profile] pamsik.livejournal.com
Калевала у меня была в детском исполнении, но почему-то всегда внушала трепет и читалась не так как все остальные сказки.

То что вы написали про Валаам потрясающе...

Вообще - что такое Калевала? Это же были древние разрозненные песни, которые собрал воедино Элиас Леннрот. Я сейчас тоже открыла свой старый рассказ о Карелии и там вот что пишу:
"...Я поняла, что, рассказывая о Карелии, не могу не написать про Калевалу. Это ключ к тайнам Севера. Это древние финско-карельские сказки. Это песни седой Старины, о том как «зажглось на небе Солнце, как загорелись Звёзды». Это космическая мудрость, которую, чтобы не потерялась в веках, древние мудрецы переложили в музыкально-дивные стихи-распевы-руны. Древние знали, что любой материальный объект не вечен. Поэтому и выбрали этот путь – устный, для сохранения и передачи мудрости потомкам...
...Калевала – это не просто сказки, это семизвёздная Медведица из ночного неба учит нас мудрости жизни.
...Несмотря на сложность имён, в общем и целом карельская Калевала это практически калька русских пушкинских сказок..."

И именно поэтому я хочу познакомить вас со своей жж-подругой Светланой Георгиевской [livejournal.com profile] geolight. Она художница, муж - фотограф, живут в Петрозаводске. Когда вы посмотрите её жж - поймёте меня), она (они) необыкновенно талантливые светлые люди, восстанавливают сейчас петроглифы Онеги...
У неё есть цикл картин "Калевала".
Илматар - Мать Мира - у неё моя самая любимая))
Edited Date: 2011-12-21 01:17 pm (UTC)
Date: 2012-01-11 08:13 am (UTC)

From: [identity profile] lumoks.livejournal.com
как интересно! я из северных русских, т.е финно-угорских кровей - и было очень интересно прочесть) И безотносительно, сама по себе история просто удивительная) И изложена замечательно. Спасибо большое!
Date: 2012-01-11 03:43 pm (UTC)

From: [identity profile] v-murza.livejournal.com
Спасибо за неравнодушие!
Date: 2012-09-22 08:15 pm (UTC)

RE:

From: [identity profile] manwies11.livejournal.com
гг..неплохо Подробнее... (http://fitomipi.dax.ru/)
Date: 2013-12-04 04:01 pm (UTC)

From: [identity profile] v-murza.livejournal.com
нифтему;=(
Date: 2013-12-07 01:34 pm (UTC)

From: [identity profile] goldfond.livejournal.com
История фантастическая! И завершилась более, чем странно - неуловимый корабль достался именно фанатичному охотнику.
Date: 2013-12-07 01:52 pm (UTC)

From: [identity profile] v-murza.livejournal.com
Так все по Калевале. Он ушел от своих, свои его не поняли...
Честно говоря, очень жаль, что не сделали корабль-музей. Как "Поммерн" в Мариехамне
Date: 2013-12-07 01:53 pm (UTC)

From: [identity profile] goldfond.livejournal.com
Наверное, очень кушать хотелось, деньги нужны были))
Date: 2013-12-08 04:58 am (UTC)

From: [identity profile] v-murza.livejournal.com
erittäin niukka pojat:=)
Date: 2013-12-08 10:27 am (UTC)

From: [identity profile] goldfond.livejournal.com
видимо))
Date: 2015-10-17 09:36 am (UTC)

From: [identity profile] igor grishin (from livejournal.com)
"Туонела или Мана, царство мертвых, согласно «Калевале», находилась неподалеку за рекой. Кто являл собою это царство в 30-40-х гг. XX века, догадаться несложно".

Так Туонела севернее вроде располагалась? Нет? Я не оспариваю вашу версию, просто интересно ещё пообщаться на эту тему.

В Туонеле один был старец,
У него три пальца было;
Из железа плел он сети,
Сети медные готовил

У вас лично есть версия, кому в СССР может соответствовать образ этого старца?
Date: 2015-10-17 01:05 pm (UTC)

From: [identity profile] v-murza.livejournal.com
Rajajoki ("Пограничная река") - финское название реки Сестра.

Дальнейший поиск соответствий может увести нас вдаль из мира оценочных суждений...
Date: 2015-10-17 06:58 pm (UTC)

From: [identity profile] igor grishin (from livejournal.com)
а про Старца?
Page generated Jan. 28th, 2026 06:30 pm
Powered by Dreamwidth Studios