January 2021

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
1718 1920212223
24252627282930
31      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
v_murza: (Default)
[personal profile] v_murza
Двиной называется река,
Что течет из Русской земли,
По берегам реки обитали
Язычники дерзкие,
Ливами они назывались.
Они граничили с землей селов,
Также в язычестве упорных.
(Ливонская рифмованная хроника, XIII в.)


Жизнь после Photobucket’а все-таки есть, чему свидетельством является этот очерк. Я еще раз хочу поблагодарить всех друзей, которые помогли в невеселой ситуации с угробленными заокеанским жлобством блогами 2-х последних лет.

Как раз в эти два года у нас возникло что-то вроде семейной традиции: поездка в латвийскую глубинку в неделю летнего отпуска. Тут удивительные края, можно ткнуть наугад в любой маленький городишко на карте, и в нем будут руины замков крестоносцев, имения остзейского дворянства, а рядом последние нетронутые природные уголки Восточной Европы. Тут найдешь следы язычества и «места силы». Случаются и просто откровения вроде усадьбы Унгурмуйжа . И до всего этого совсем несложно добраться автомобилем из СПб.

В июне 2017 г. нами была выбрана неисхоженная туристами и просто подзабытая историческая область Селия, с ее нынешней столицей Екабпилсом. Об этом необыкновенном городке, основанном русскими староверами, будет отдельный рассказ.

Екабпилс. «Двиной (Даугавой) называется река, что течет из русской земли…»

А прежде всего мы заглянем в небольшой скансен «Двор селов» («Селью сета» - Sēļu sēta), что находится в Екабпилсе на ул. Филозофу, 6.
В Риге есть огромный этнографический музей под открытым небом, там представлены все регионы Латвии, кроме Селии. В Екабпилсе как раз воссоздано крестьянское хозяйство Селии XIX в., сюда свезли здания и предметы из окрестных волостей. Это, похоже, старейший скансен, созданный во времена СССР, его экспозиция формировалась с 1952 по 1961 гг. Здесь имеется ряд совершенно уникальных артефактов.
Для начала несколько слов о Селии (она же Селония или Аугшземе) и ее обитателях, «в язычестве упорных».

СЕЛИЯ – ГДЕ ЭТО?
Селы или селоны – древний балтский народ. Относиться к нему нужно с должным пиететом, поскольку он упоминается со II в. н.э. Река Селов (Зап. Двина) была изображена на древнеримской Певтингеровой карте III-IV вв.[1]. До середины XIII в. селы были упертыми язычниками, союзниками литовцев, доставляя немало хлопот крестоносцам. Их главное городище Селпилс долгое время служило литовцам убежищем и при отступлении и при наступлении.
В 1255 г. литовский национальный лидер Миндовг (1195-1263) подарил часть селонских земель Тевтонскому ордену в знак благодарности папе римскому Иннокентию IV, который короновал его первым королем Литвы. Во владениях ордена они и пребывали до Грюнвальдской битвы (1410 г.). На территории Литвы селы уже в XV в. слились с литовцами области Аукштайтия («верхняя земля»). В Латвии до сих пор существует культурно- историческая область Селия (Selija).

Иногда ее объединяют с Семигалией (Zemgale). Селия простирается от левого берега Даугавы до границы с Литвой и даже захватывает кусочек Браславского района Беларуси. Ее жители остались одним из субэтносов Латвии, сохранив свой диалект, фольклор и бытовые традиции.

ПРОГУЛКА ПО ДВОРУ СЕЛОВ
Ворота скансена.


Заходим внутрь. Первое, что бросается в глаза - ветряная мельница.

Она очень большая и старая, построена в 1820 г. Конструкция мельницы весьма архаична: весь ее громадный деревянный корпус поворачивается по направлению ветра. К сожалению, попасть внутрь и осмотреть ее механизмы не удалось.

Основные постройки, представленные во Дворе селов: крестьянская изба, амбар (зернохранилище) с чердаком, амбар с декоративным крыльцом, рига (помещение для обмолота и сушки снопов), ветряная мельница, кузница, сауна, колодец.
Начнем с самых интересных экспонатов. Это прежде всего селонская крестьянская изба (1850 г.).

Такую у нас не найдешь, она совершенно не похожа на все русские избы. Очень большая, приземистая, срублена из тесаных бревен. Крыльца нет, вход в центре дома. Крыша крыта толстенным слоем камыша.


Такое покрытие почти на всех селонских постройках.

Как выяснилось, оно обладает природной устойчивостью к сырости, не промокает, не напитывается водой и не разбухает от нее. Камыш морозоустойчив, сглаживает разницу температур, спасает от жары летом и от холода зимой. И поджечь его весьма не просто: он тлеет, но не загорается, как плотно сложенные листы книги.
Эта изба рассчитана на 2 семьи. В ее центре – сени, в них слева и справа двери в жилые комнаты.


Прямо за дверью в глиняной стене – очаг, который топится «по черному».



Это кухня, она же коптильня и т.д. Стены ее помещения глиняные, оно завершается выложенным из кирпича пирамидальным сводом, переходящим в дымоход. Сюда же выходят дымоходы двух печей, стоящих в жилых комнатах.

Смысл этой конструкции очень простой: очаг, протапливаясь, нагревает стены комнат, для печей в комнатах восходящим потоком создается дополнительная тяга. Угореть здесь невозможно, так как очаг изолирован от жилых помещений.
Комнаты слева и справа имеют деревянные полы. В других селонских избах часто были земляные полы в половине дома, предназначенной для батраков и слуг.


В правой комнате богатая экспозиция разных старых вещей и хозинвентаря: прялки, трепалки, чесалки, долбленые кадки, корыта, ухваты и т.д.



Все это очень хочется потрогать своими руками, у этих штук непередаваемое ощущение подлинности.

В левой комнате длиннющий стол накрыт белой скатертью.


Очень интересна мебель XIX в., расписные шкафы, характерные для Латвии, сундуки.






Рядом с домом пасека. У селов, наряду с ульями существовало и бортевое пчеловодство.


Сауна. Тут целая коллекция веников: помимо березы и дуба это липа, клен, крапива, мята, каштан и много чего еще.




Каменка очень похожа на русские бани.


«Детская площадка»


Рига с богатой экспозицией разного сельхозинвентаря. Назначение многих предметов остается для меня загадкой.








Тут же представлены дрожки


и сани.


Амбар. В нем ручная мельница, бочки, долбленые кадки


и плетеные корзины.


Неподалеку под навесами находятся две совсем уникальные штуковины.
Вот это чудо – паровоз без рельсов, локомобиль, сиречь передвижной паровой двигатель для сельхозмашин. Находится в прекрасном техническом состоянии.



Торчащая труба находится в нерабочем положении, она должны быть вертикальна.


Вообще артефакты эпохи паровой энергетики обладают какой-то особой притягательностью. Их можно рассматривать бесконечно.

А рядом вторая «изюминка» скансена - передвижной сельскохозяйственный комбайн. Он не самоходный, прицепной на конной тяге. Использовался для обмолота зерна в одной из селийских волостей вплоть до 1963 г.


Зерновые культуры загружаются вручную, кажется, вот в эту выступающую часть.


Кузня, ровесница Ильича (1870 г.).

Внутри находятся горн, меха, наковальня и все необходимые причиндалы.


В этом скансене для полного погружения в крестьянский быт XIX в. можно смолоть зерно, сбить масло, расчесать шерсть, попробовать свои силы в качестве кузнеца. А потом уделить время трапезе - собственноручно приготовленному хлебу с конопляным маслом и мятному чаю, заваренному в кувшине. Но это обязательно надо заказывать заранее, чего сделать нам, к сожалению, не удалось.

А вот едва ли не самый интересный артефакт, который пропускают почти все посетители скансена.

Это культовый камень язычников-селов. В нем полукруглое углубление – «чаша» диаметром около 30 см. и чуть большей глубины.
В России много камней-«следовиков», а камней-«чашечников» почти нет. В Литве и Латвии последние распространены довольно широко, и их известно около трех сотен. В этом камне чаша необычно глубокая и правильной круглой формы.

Как именно проходили языческие мистерии древних селов, неизвестно. Обычно считается, что чаши камней использовались для жертвоприношений Старым богам, либо для сбора дождевой или росной воды. Есть еще мнение, что они связаны с культом умерших, и сквозь каменные чашки предки смотрят на наш мир [2].

Здешняя смотрительница рассказала нам другую историю. На дне чаши камня видны следы древних костров. Она заполнялась смесью особых трав, которая затем поджигалась. Язычники-селы рассаживались вокруг камня и дружно вдыхали ароматный дымок, достигая таким образом внутреннего просветления и мистических озарений души…
Эта версия наиболее близка скромному автору этих строк.

Источники
1. Томас Баранаускас. Поздняя Античность и Раннее Средневековье (50–1009 гг.) .
2. А.В. Платов. Мегалиты русской равнины. Гл. 3 Чаши, жертвенники и алтари.
Авторские фото июня 2017 г.
Page generated Jan. 29th, 2026 11:39 am
Powered by Dreamwidth Studios