January 2021

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
1718 1920212223
24252627282930
31      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
v_murza: (Default)
[personal profile] v_murza
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЧУМА ПАЛОМНИЧЕСТВА?
Часть 1. Асклипио. Фрески Апокалипсиса
Часть 2. Химера. Реликты итальянской оккупации
Часть 3. Родос интернациональный или Мечта космополита



Никогда такого не было, и вот — опять случилось!. Эти слова приписывают незабвенному Виктору Степановичу Черномырдину.

Возврат автора к рассказу о греческом Родосе, теме трехлетней давности, обусловлен следующими обстоятельствами. В августе 2017-го появилась на Правмире публикация рязанского священника Константина Камышанова «Духовный» туризм – чума монастырей». Размышлял в ней о. Константин о пагубности многочисленных паломничеств, осаждающих обители. Вот несколько цитат:
«Туристы, как тараканы, сожрали все пространство, от пустынных синайских монастырей до Соловков. Полуголые бездельники встречают рассвет на горе Синай. Где Моисей и где эти люди, оплатившие верблюдов, одеяла и арапчат, за деньги купившие возможность стать на место явления силы Бога? Это не духовность. Это сюр мещанства, уверенного в своей духовности. Уверенного в своем праве сожрать все, что доступно.
Пришло такое время, когда никто нигде не может укрыться. Ни зверь, ни человек. За последними львами ходит толпа с кинокамерой. Из-под земли, из Марианской впадины все достанут, и если не сожрут, так сфотографируют. Везде скучающие дамы в пляжных шлепанцах на босу ногу, с мороженым, фотоаппаратом и розовым кошельком. Луна и Афон на очереди...
Зима спасет Соловки и Валаам. Но надолго ли?
«Духовный» туризм — чума монастырей. Но многим монастырям он нравится. И многие из них заточены на эту демоверсию христианства: игумены с показушными барашками на руках, монахи с волками, енотами и страусами, хлеб, мёд, молоко, галантерея, колокола, постные супчики, оладушки, творожок с молочком, прогулка на источник, беспрерывный трёп туристов, экспресс-старец и пророчества за пять минут...».


Имела сия публикация весьма любопытные последствия. Во-первых, ее автор был запрещен в служении правящим архиереем. Во-вторых, опальному священнику тут же позвонили другие архиереи РПЦ МП и предложили принять его в свои епархии. А в-третьих, в сети развернулась массовая и небезынтересная дискуссия, см. например, здесь у о. Валентина [profile] kalakazo или здесь у диакона Андрея Кураева.

Задела меня эта тема всерьез. Если существует чума паломничества, то перед вами ее инфекционный агент.
Аз многогрешный встречал рассвет на горе Синай. Ответственно заявляю: нет там полуголых бездельников, холод там наверху жуткий и ветер, от которого не спасают даже прокатные одеяла. А величие картины, когда за несколько минут все преображается в невообразимых красках, трудно передать. Это как явление Всевышнего, перед коим ощущаешь свое ничтожество.

Был автор и на Патмосе, в неведенье высоком в древнем монастыре Св. Иоанна Богослова и в той самой пещере, где было явлено Откровение. Был и в Святой Земле. И кажется мне, что совсем в других сферах о. Константину надо искать «сюр мещанства». Об этом будет пара слов в конце поста.
А вот, авторский рассказ про остров Родос действительно не полон. Это рай для туристов/паломников: тут целых 14 православных монастырей и ни одного православного активиста. Иные обители стоят с византийских времен, Пришло время недостаток исправить, тем более, что наших соотечественников здесь искренне любят и ждут.

МОНАСТЫРЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МОНИ ФАРИ
Родос, похожий своими очертаниями на дельфина, находится на стыке Запада и Востока и имеет богатейшую историю. Основателем христианской церкви острова считается апостол Павел, побывавший тут в 57 г. н.э. перед возвращением в Иерусалим в конце 3-го апостольского путешествия (Деян. 21:1). Первым епископом Родоса считается по традиции Прохор в I в н.э. , а позднее — Фотинос и Евфранор, принимавшие участие в I Вселенском Соборе в Никее.

Мужской монастырь Мони Фари (или Тари, встречается написание Μονή Θαρ(ρ)ίου) находится в 64 км. от столицы острова и является одной из самых важных и любимых местных святынь. Существует на Родосе поговорка: «Όποιος δεν πήγε εις το Θάρρι, την ζωή του δεν εχάρη», перевести ее можно примерно так «Кто бы ни отправился в Фари, его жизнь не съест!».
Просто так сюда не доберешься. Извилистая дорога идет по живописнейшим местам внутреннего Родоса мимо озера, а точнее водохранилища Фрагма Гадура, регулярного транспортного сообщения нет.

А это машинка переносчиков чумной палочки паломнического туризма (отснял случайно, остановившись на одном из поворотов, как будто чувствовал, что пригодится).


Монастырь надежно укрыт от посторонних глаз среди леса в распадке невысоких гор, его очень легко «проскочить» по главной дороге. На повороте к нему стоит вот такой нестандартный указатель.


Вот и сама обитель, окруженная невысоким забором.


История места, где стоит монастырь Фари, теряется в глубине столетий. Раннехристианская базилика была возведена здесь в V в. н.э. на руинах храма Аполлона, следы которого можно найти вокруг кафоликона Архангела Михаила.


А сам кафоликон (главный храм) по преданию был построен между IX и XI вв. византийской принцессой, страдавшей неизлечимой болезнью и чудесно исцелившейся водою источника, дожившего до наших дней. Корабль, перевозивший ее из Константинополя, остановился в порту Линдоса, и кто-то из его жителей дал хороший совет отвезти больную в это святое место. Там ей во сне явился Архангел Михаил и произнес «Θάρσει, θα γίνεις καλά» (мужайся, ты поправишься). Уже после исцеления принцесса, дабы определить длину будущего монастыря, бросила со всей силой свое кольцо. Его начали искать, но найти было трудно, один говорил «θαρρώ πως έπεσε εδώ», другой «θαρρώ πως έπεσε εκεί» (думаю, оно упало там). Так монастырь и назвали Θάρρι (Фари).

По другой, более реалистичной версии, здесь лечилась не императорская дочь, а дочь аристократов, которая исцелилась благодаря прекрасному климату и чистой воде. Счастливые родители в благодарность оплатили строительство храма и монастыря.
Кафоликон несколько раз перестраивался, начиная с XII-XIII вв. В нем насчитывают 7 или 8 художественных периодов, датируемых вплоть до XVIII в.
Заглянем внутрь храма (слева от входа монастырская лавка).


Мозаичный пол притвора.


Официально фотографировать внутри церкви запрещено, но несколько снимков удалось сделать. Прошу прощения за их качество (вспышка, естественно, не использовалась).


В соборе аура какой-то немыслимой архаики и намоленности. Неф и купол расписаны уникальными фресками, самые древние из которых датируются XII-нач.XIII вв.




Роспись алтарной апсиды (это фото не мое, утащено с сайта Родосской митрополии).


Резной позолоченный иконостас и Царские врата (1756 г.).




Главная святыня — большой чудотворный образ Архангела Михаила Фаринского (написан в 1849 г.). Именно с ним шли крестным ходом монахи вокруг монастыря в 2008 г. во время жутких лесных пожаров, бушевавших на острове. Подступив к самым стенам монастыря, огонь остановился.


Стасидия (резьба, позолота).


Вокруг храма. Колокола.


Монастырский сад.

Оливковые деревья.


Тот самый чудотворный источник.


Мозаичные изображения.



«Что это за пупс в левой руке Архангела Михаила»,— недоумевают соотечественники. Отвечаю: душа усопшего в виде спеленутого ребенка, а под его ногами безжизненное тело покойного. Это представление Св. Михаила, как Ангела Смерти, такого извода икон в отечественных православных храмах нет.


Замощенная камнем едва ли не с византийских времен тропинка к монастырю, идущая по ущелью снизу, со стороны моря.


А вот и граница, охраняющая душевный покой и уединение монахов. Она здесь совсем невысокая.


За нее туристы не заходят. Там находятся братский корпус с кельями и новая церковь Св. Элефтерия.


ТАК ГДЕ ЖЕ ПРОБЛЕМА?
«Монастыри – как леса земли. Они дают кислород души. Выруби, вытопчи, благоустрой асфальтовыми дорожками – и планета умрет, задохнувшись в собственных испарениях. Монастыри нужно беречь, как реликтовые леса. Если они станут объектом туристической культуры, подобно пляжу и гостинице, то умрут, как умерла захламленная, чебуречная, музыкальная сочинская набережная и ее отравленное мутное море. Мусор, шаурма и пляжники задушат все...
Монастыри создавались для того, чтобы в уединении быть лабораторией духа, оранжереей, из которой берется рассада для насаждения епископов и духовников»
.
Надо сказать спасибо о. Константину за откровенность в цитированных строках. Это всяко лучше, чем бессмысленно и беспощадно оскорбляться. И большая доля правды в его словах присутствует, проблема ухода от мира в современном мире существует. Но она не в назойливых туристах, а, как бы это поделикатнее сказать... в лицах.

Духовным наставником монастыря Мони Фари является Митрополит Родосский Кирилл. Мне очень хочется привести здесь фотографию Его Высокопреосвященства.


А вот его слова, сказанные на Родосском форуме «Диалог цивилизаций» как раз 3 года назад:
«Туризм - не безликий, это не просто посещение нового места. В нем большая глубина и суть. Посещение святых мест – своеобразный путь отдыха для паломников. Вся наша бескрайняя родина открыта для паломнического туризма. Между Россией и Грецией открыты новые горизонты, что дает возможность познакомиться Греции с Россией и России с Грецией. Россия занимает особое место в сердце Греции, поскольку в наших странах общие ценности. Вера и духовная близость объединяют наши народы».

Лицо Владыки Кирилла излучает доброту. Тут и в кошмарном сне не представишь ленинского прищура в глазах и металла в голосе.
Св. Серафим Саровский говорил: «Радость моя, стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя». Как-то даже неловко скромному мирянину в очередной раз напоминать его слова честны́м отцам.

Авторские фото 2014 г.
Page generated Jan. 28th, 2026 08:19 am
Powered by Dreamwidth Studios