January 2021

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
1718 1920212223
24252627282930
31      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
v_murza: (Default)
[personal profile] v_murza
Нетленный герцог. Петербургский след Бирона
ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССКАЗА от 22.01.2018 г.

Там Би́рона дворец и парусников снасти.
Здесь бледный луч зари, упавший на панель,
Здесь ветер осени, скликающий ненастье,
Срывает с призрака дырявую шинель.

И вспыхивает газ по узким переулкам,
Где окна сторожит глухая старина,
Где с шумом городским, размеренным и гулким,
Сливает отзвук свой летейская волна.
(© Георгий Иванов)

Прогулка по Рундальскому дворцу герцога Курляндии и Семигалии Эрнста Иоганна Бирона (1690-1772) умиротворяет и гармонизирует душу. Блеск громады Золотого зала и утонченность миниатюрных фарфоровых кабинетов, изысканные интерьеры рококо… а вот фолианты и древние глобусы в библиотеке, а за окном громадное гнездо аистов, будто часть растреллиевского здания. Две тысячи триста сортов роз в саду!
Остается домыслить ко всему этому добродушного дедушку-герцога, пресытившегося днями и передавшего цветущую державу наследнику. Пожалуйста, он взирает на нас со старинного портрета.


Что-то тут не так. Это явно не лицо доброго старичка. Мы помним из российской истории садиста-иноземца, вдруг ставшего полновластным правителем империи. Терзавшего страну в течение страшного десятилетия, все ее сословия — от титулованных аристократов до простонародья. Какой же из двух Биронов подлинный? А может быть, светлая часть его души пребывает в Курляндии, а темная осталась в имперской столице?

Читатель улыбнется: этак можно додуматься до какого-нибудь «Вампирского Петербурга» или впасть в когнитивный диссонанс! Не торопитесь. Тело Бирона покоится в крипте Митавского дворца (г. Елгава), в усыпальнице герцогов Курляндии. Оно практически не подверглось разложению, вот снимки после вскрытия саркофага в начале XX в. (источник).




Доступ к саркофагам был и в предыдущие века, причем дозволялось даже осмотреть останки Бирона. Государственный секретарь и известный этнограф А.А. Половцов записал в дневнике: «При посещении Александром II Митавы была открыта для него гробница Бирона, и сопутствующая государю княгиня Юрьевская-Долгорукая ударила труп по носу и сломала ему нос в наказание за то, что Бирон сослал ее предка» (источник - Курукин И.В., Бирон). Посмертные неприятности сопровождали герцога и позднее: его усыпальница была разгромлена коммунистами и солдатами армии авантюриста Бермонта-Авалова. От большевицкого владычества сохранилась фотография: «… высохшая кукла Бирона стоит во весь рост у стены: на голове немецкая каска, в провале рта — трубка, по бокам два хохочущих красноармейца» (Георгий Иванов). Во время Второй мировой войны почти полностью погибли голова и одна рука мумии, пропала большая часть одежды.

Нам тут недавно сообщили, что мощи святых и тело в мавзолее — это одно и то же. Сдается мне, что нетленность может быть и не от Бога, и не от глицерина. Не пожелал разлагаться бывший регент, превратился в мумию, значит, есть у него некие незавершенные дела. В СПб, например (говорят, призрак Бирона и в Ярославле появляется, причем в карете, там он при жизни ссылку отбывал).

Бирон не оставил следов в питерской топонимике, проспектов Фаворитов, Временщиков и Тайной канцелярии у нас нет. А если серьезно, то тема «бироновского Петербурга» интересна и мало изучена. Где, например, жил Бирон после того, как столица возвратилась в наш город в 1732 г.?
Полагаю, мало кто на этот вопрос ответит (если не путаю, он обосновался близ особняка адмирала Ф.М. Апраксина на месте Зимнего дворца, где поселилась Анна Иоанновна).
С Бироном обычно связывают д. № 22 на ул. Миллионой и д. № 12 на наб. Мойки, где была последняя квартира А.С. Пушкина (на этом месте находились конюшни герцога, большого любителя лошадей).

Но что за «Дворец Бирона» указан на литографии А.П. Остроумовой-Лебедевой, приведенной в заголовке поста, он же упомянут в цитированном стихотворении «Тучкова набережная» Георгия Иванова?
Попытаемся в этом разобраться.

ТРОСТЬ БИРОНА
Посредине комнаты стоял стол, за которым сидели двое мужчин в странном платье екатерининских или елизаветинских времен. Один из них перелистывал большую тяжелую книгу. Три свечи едва мерцали синевато-зеленым блеском. Огромный камин в углу слегка дымился тоже зеленым, каким-то болотным огнем, озаряя неверно и мутно своды. В углу копошился кто-то третий — я не мог его разглядеть. Порою слышался лязг железа и какое-то шипенье… (Георгий Иванов)

У Георгия Иванова (1894-1951) есть прелестная готическая новелла «Трость Бирона», написанная в 1916 г. Любителям петербургской мистики обязательно следует ее прочесть, текст доступен ЗДЕСЬ.
«Может быть, я и раньше встречал его на улицах Петрограда, но его старомодный облик впервые бросился мне в глаза на набережной около Зимнего дворца туманным и серым весенним вечером». Так она начинается. Герой, от лица которого ведется повествование, – любитель старины, скромный собиратель антиквариата встречает на Дворцовой набережной странную личность в пальто и с тростью «коричнево-золотистого дерева с резной костяной ручкой». Они познакомились, подружились, стали бывать друг у друга. Нового знакомца звали Симон Брайтс. Он был богат и занимался коллекционированием изысканных редких вещей.

Господин Брайтс жил на углу Тучковой набережной и «одного из многочисленных узких переулков, где, по словам поэта, «окна сторожит глухая старина» (он занимал странное помещение в подвальном этаже из двух больших сводчатых комнат, с окнами на Неву) — дворец Бирона и снасти парусных барок... Обе комнаты подвала были обставлены с изумительной роскошью. Ковры, шелка, венецианские драгоценные вышивки, гобелены, редчайший фарфор всего мира, дивные картины, чудесные гравюры — все это переполняло сводчатые комнаты очень просторного, по-видимому, подвала. Полки были завалены книгами на всех языках».


В этом фантастическом жилище друзья вели разговоры об искусстве, удивительным знатоком которого оказался этот богатый чудак-эстет. Так прошло около года.

Однажды Брайтс явился к своему скромному другу без предупреждения. Его руки дрожали, он был сильно расстроенным и задал необычный вопрос, носит ли друг крестик. Убедившись, что носит, просил его прийти к нему сегодня ночью.
Придя в подвал, тот увидел странных людей, сидящих за столом. Симон стоял у окна и вдруг произнес:
— Близок великий герцог...
«И мне почудилось, что в окне набережная и дворец Бирона на секунду вспыхнули тем же болотным отблеском, что камин и свечи, тотчас все в комнате зашумело, точно ветер взметнул и закружил желтые листья. Зеленое пламя в камине заколыхалось сильнее. Из дальнего угла вышел человек со зверским лицом, схватил Симона и поволок в угол. … Голова моя закружилась, и я едва не упал. Когда эта минутная слабость прошла, я увидел, что посредине комнаты, странно подвязанный за руки и за ноги, полуобнаженный, висит Симон. Человек со зверским и грубым лицом, в переднике, повернул какое-то колесо, и все члены моего друга неестественно вытянулись, я услышал, как хрустнули суставы. Его глаза встретились с моими, губы его слабо дрогнули.
— Крест! Крест!..—скорее догадался, чем услышал, я. Дрожащей рукой я достал крестильный крестик...»
.


Бирон. Худ. Елена Доведова (р. 1971)

Герой очнулся у себя дома. Три недели он лежал в сильной горячке, по выздоровлении отправился на Тучкову набережную и увидел объявление, что подвал, в котором жил Брайтс, теперь сдается. Дворничиха, узнав частого посетителя, передала ему письмо. Из него он узнал тайну Брайтса.
Все переменилось в его судьбе, когда он нашел трость, принадлежавшую Бирону. Днем он был богатым любителем антиквариата, а по ночам «черная и грешная душа овладевала его телом», душа Бирона, который «снова дышал и жил, чтобы терзать и мучить» очередную жертву. Ему было предсказано, что он умрет в первую же годовщину находки трости, если потеряет ее. И после десяти лет своей двойной жизни Симон потерял трость великого герцога. Теперь жертвой стал он сам.
Внизу письма была приписка помельче, но той же рукой: «На Смоленском кладбище, друг мой, помолитесь над могилой Симона Брайтса».

ТУЧКОВ БУЯН — «ДВОРЕЦ БИРОНА»
Что за «дворец Бирона» был виден из окон Симона Брайтса? Бывшая Тучкова набережная ныне носит имя адмирала Макарова. Наиболее подходящим под описание фантастической обители героя новеллы является угловой с Тучковым переулком дом № 20/17 с жилым полуподвальным этажом.
Из его окон можно видеть стоящее на противоположном берегу Малой Невы здание желто-белой классической расцветки, состоящее из трех соединенных между собой корпусов, среднего и двух боковых. Тучков Буян — современное его название, вместе с прилегающим участком на берегу Малой Невы. До начала XX в. он был отделен от Петроградской стороны протокой и являлся островом.


По своей композиции здание скорее напоминает дворцовую постройку, но возведено оно было с совершенно иной целью — служить складами для пеньки. В XIX в. эти склады действительно называли «дворцом Бирона», наименование настолько прочно вошло в обиход, что использовалось даже в официальных документах вплоть до 1910-х гг.


Почему это произошло? Об этом чуть позже, а пока пару слов о том, что такое пенька и за что ей подобная честь.
Пенька́ — волокна стеблей конопли (той самой). Добывают ее путём долгого (до трёх лет) отмачивания конопляной массы в проточной воде. Эти волокна отличаются особой прочностью и стойкостью к солёной воде, канаты и верёвки из пеньки используются до сих пор, так как практически не изнашиваются от контакта с морской солью. Пенька была стратегическим материалом для парусного флота и одним из основных товаров русского экспорта.
Остров на Малой Неве приглянулся городским властям как удобное с точки зрения пожарной безопасности место хранения пеньки, здесь во времена Анны Иоанновны были выстроены деревянные склады. Его название, равно как и набережной, переулка, моста, происходит от фамилии лесопромышленника и подрядчика Авраама Тучкова.

Деревянные склады таки сгорели в 1761 г., после чего было начато строительство одноэтажного каменного здания по проекту А.А. Леденёва. Позже проект был полностью переработан знаменитым архитектором А. Ринальди. В 1772 г. было завершено строительство складского комплекса, в целом сохранившегося до наших дней.
В центре его композиции – компактное и изящное здание важни, предназначенное для взвешивания пеньки, с двух сторон от неё располагаются протяженные корпуса амбаров, соединённые с важней крытыми галереями. Амбары спроектированы как двухэтажные, но в процессе строительства каждый из этажей был разделён на два более низких этажа. Их здания разделено на мелкие отсеки, так как пенька - достаточно горючий материал. Совершенно изумительны крутые наружные лестницы на всю высоту дома.






ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ БИРОН?
Когда и по какой причине пеньковые склады начали называть «дворцом Бирона» — до сих пор неизвестно. Существует версия, что фаворит императрицы, самый влиятельный персонаж той поры, имел прямое отношение к пеньковому бизнесу и участвовал в торговых операциях, которые определяли в ту пору экономическую политику государства. Прямых подтверждений этому я не нашел.

Название «Дворец Бирона» прочно укрепилось в народной памяти. К концу XIX в. старые утилитарные постройки XVIII-XIX вв. – Новая Голландия, Тучков буян, Сальный буян, Старый Арсенал и т.д. романтизируются и воспринимаются как олицетворение облика и духа Старого Петербурга. Это настроение передают, например, литографии питерской художницы Анны Остроумовой-Лебедевой (1871-1955): та, что в заголовке поста и вот эта, «Дворец Бирона и барки» (1916).


Образ Бирона занимал Георгия Иванова со дней его учебы во 2-м кадетском корпусе, находившемся совсем неподалеку. «Это было длинное старое здание с бесконечными коридорами, классами, дортуарами, с двусветной залой, где за обедом и ужином собирался весь корпус. С одной стороны катилась мутная Ждановка, с другой — огромный плац примыкал к серой казарме Павловского училища».
Кадетский корпус был построен на участке, где в XVIII в. одно время стояла Тайная канцелярия. При графе Бироне ее окутывала шепотная молва, пыточные подвалы ее перевидали людей всех сословий. Мрачная история строения и прилежащего участка земли действовали на детское воображение, населявшее здание привидениями.
«Старое здание корпуса широко разрослось на еще более старом страшном фундаменте. Постоянно, когда что-нибудь копали или ремонтировали, в почве попадались разные «вещички»: клещи, щипцы, человеческие кости. Тут когда-то помещалась тайная канцелярия и шли допросы «с пристрастием». Само собой, такое прошлое населяло корпус призраками. Кого только не видели «своими глазами» ночью в плохо освещенных, пустых, жутких коридорах. Петра, Меншикова, Бирона…».
Не удивительно, что не нашедший посмертного покоя дух Бирона мог обитать в здешних местах.

Архитектор И.А. Фомин в начале XX в. провел целое научное исследование и опубликовал в 1908 г. статью «Мнимый дворец Бирона», где развенчал «романтическую» версию. Он нашел проект Ринальди и установил, что здание исходно строилось, как складское помещение и никогда дворцом не было.

В 1913 г. был объявлен конкурс на застройку территории Тучкова буяна зданиями для выставок и съездов.
—А никакой это не дворец Бирона. И вообще не дворец. Это всего лишь амбар,— сказал на обсуждении его программы архитектор Оскар Мунц. С той поры все точки над “i” были расставлены, всему найдено рациональное объяснение, и название «Дворец Бирона» никто не употребляет. До 2011 г. в комплексе зданий «Тучков Буян» располагался Военно-космический Петра Великого Кадетский корпус.

Дотошный автор настоящих строк разыскал фотографию 1934 г. кованой решетки, украшавшей набережную у Тучкова Буяна. Она была выполнена в 1772 г. по проекту Ринальди.


Похожая решетка располагалась на балконе важни.



А теперь, пожалуйста, ответьте мне, почему на них присутствует монограмма EJ – Ernst Johann, точно такая же, как на решетке Рундальского дворца Бирона?! Странно, что до сих пор этого никто не замечал.


Кажется, недооценили вы, господа, великого герцога.

ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
Не знаю, мистика это или нет, но окрестности Тучкова Буяна остаются местом с очень тяжелым характером, изменчивым и неуловимым:
Здесь постоянно менялась береговая линия, исчезали протоки и острова.
Проект застройки начала XX в. остался на бумаге из-за мировой войны и революций.
Возведенный в 1967 г. Дворец спорта «Юбилейный» полностью закрыл северный фасад творения Ринальди. В 1991 г. здесь был убит поэт и композитор Игорь Тальков.
Под проект «Набережная Европы» (начало XXI в.) уничтожили исторические краснокирпичные склады, снесли все здания ГИПХа, оборонного института, в том числе, главный корпус, ставший уже привычной частью Петроградки. В итоге в 2013 г. проект «Набережная Европы» отменили, вот в таком состоянии.

"Мир без преград"

Здесь будет заложен «Судейский квартал». С ним уже происходят странные метаморфозы. Победивший проект в итоге отвергли. Строить собираются по тому, который не набрал ни одного голоса. А вот мнение профессионалов: «Трудно представить, чтобы такой суд построили в Европе и даже в Азии. Может быть, в Северной Корее» (источник ).
Зачем-то выселили Кадетский корпус. Опустевшие здания Тучкова Буяна пребывают в ужасном состоянии и разрушаются.


Набережная перекрыта. Здесь колючая проволока и собаки. Создается впечатление, что тень Бирона основательно накрыла гиблое место и никуда не собирается отсюда уходить.


Впрочем, есть надежда. Над «домом Симона Брайтса» уже появился крест («— Крест! Крест!..—скорее догадался, чем услышал, я»).

Дом № 20/17 по наб. Макарова

Это скульптура, которую петербуржцы прозвали «Ангел пустые руки», вернулась на купол соседней церкви Св. Екатерины вместе с крестом в руках, уничтоженным в совецкие годы. Будем верить, что морок рассеется.


ПРИЛОЖЕНИЕ. Памятник жертвам «бироновщины» у Сампсониевского собора.





Использованы фото из из книги Г.К. Лукомского "Старый Петербургъ" (1917).
Чертеж решетки Ринальди утащен ОТСЮДА.
АВТОРСКИЕ ФОТО: июль 2013 г., январь 2018 г.
Page generated Jan. 27th, 2026 10:41 am
Powered by Dreamwidth Studios