January 2021

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
1718 1920212223
24252627282930
31      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
v_murza: (Default)
[personal profile] v_murza
БОЛЬШЕВИЦКИЕ КОМИКСЫ ПАНТЕЛЕЙМОНА ЛЕПЕШИНСКОГО (1868-1944)
«Жил-был Мурлыка, рыжая шкурка, усы как у турка; был же он бешен, на бонапартизме помешан, за что и повешен.
Радуйся, наше подполье!...»



Ровно 150 лет назад коммунизма призрак по Европе рыскал, уходил и вновь маячил в отдаленьи, а в России в глуши Могилёва родился обыкновенный мальчик Лепешинский. Произошло это 29 февраля (12 марта) 1868 г. в семье сельского священника, и назвали мальчика Пантелеймон. Как вы уже догадались, вырос этот мальчик профессиональным смутьяном и инсургентом революционером. Да еще каким: член РСДРП с 1898 г., большевик с 1903 г., корреспондент «Искры», ближайший соратник тов. В.И. Ульянова (Ленина). Прошел тюрьму и ссылку, в 1903 г. эмигрировал в Швейцарию.
После «великой и бескровной» Февральской революции 1917 г. он уже городской голова в Орше. После Октября - член коллегии Наркомпроса, председатель ЦК Международной организации помощи борцам революции (МОПР), директор Исторического музея (1927-1930), затем Музея Революции (1935-1936). Автор трудов по истории партии, педагогике, коммунистическому воспитанию, доктор исторических наук. Делегат XV—XVIII съездов и XV—XVII конференций ВКП(б).

Пантелеймон Николаевич Лепешинский
(конец 1930-х гг.)


Его супруга Ольга Борисовна Лепешинская (1871-1963) — советский биолог, лауреат Сталинской премии 1-й ст., академик АМН СССР (1950). Она создала теорию о новообразовании клеток из бесструктурного «живого вещества». Ее активно поддержал академик Лысенко, выступив с заявлением, что теория Лепешинской дает понять, каким образом из пшеницы можно получать овес. Или как кукушка превращается в пеночку, а пеночка — в кукушку. О трудах своей жены сам Пантелеймон Николаевич в частных разговорах отзывался так: «Вы её не слушайте; она в науке ничего не смыслит и говорит сплошные глупости».
Жили супруги в знаменитом «Доме на набережной», на стене которого сохранилась мемориальная доска.


150-летие П.Н. Лепешинского прошло абсолютно никем не замеченным. За всем тем он обладал талантом художника и оставил нам ряд уникальных свидетельств ушедшей эпохи. Это рисунок, сделанный им в Женеве в 1904 г.

Слева направо — В.И. Ленин, П.Н. Лепешинский, Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Ю.О. Мартов (в профиль).
Спина на переднем плане идентификации не поддается


ДЕДУШКА ЛУКИЧ AKA КОТЭ
Лепешинского можно считать родоначальником жанра большевицких комиксов. Произошло это в том же любезном революционным сердцам граде Женеве.
В приложении к «Искре» от 1 июня 1904 г. появилась статья лидера меньшевиков Мартова под заглавием «Вперед или назад» и с подзаголовком: «Вместо надгробного слова». В ней проклятый оппозиционер ,либерал и агент Госдепа осмелился критиковать книгу тов. Ленина «Шаг вперед, два шага назад».

По заданию коллектива большевицкой фракции Пантелеймон Николаевич взялся за карандаш, и через четверть часа им была набросана карикатура: «Как мыши кота хоронили». Окружающие товарищи нашли идею карикатуры настолько удачной, что потребовали от автора перерисовать карикатуру литографскими чернилами, чтоб в количестве нескольких тысяч экземпляров пустить ее в обращение среди партийной публики.

Здесь надо напомнить, что сказка В.А. Жуковского «Как мыши кота хоронили» была необычайно популярна в те годы. Она неоднократно переиздавалась с прекрасными иллюстрациями художника Г.И. Нарбута.


Я даже законспектировал фрагмент первоисточника. «Разнесся в подполье слух, что Мурлыку повесили. Наши лазутчики сами видели, это глазами своими. Вскружилось подполье; шум, беготня, пискотня, скакание, кувырканье, пляска - словом, мы все одурели <...>. Не разведав дела порядком, вздумали мы кота погребать, и надгробное слово тотчас поспело.
Его сочинил поэт наш подпольный Клим, по прозванию "Бешеный хвост"; такое прозвище дали ему за то, что, стихи читая, всегда он в меру вилял хвостом, и хвост, как маятник, стукал. Все изготовились, отправились мы на поминки к Мурлыке; вылезло множество нас из подполья; глядим мы, и вправду кот Мурлыка в ветчине висит на бревне, и подвешен за ноги, мордою вниз; оскалены зубы; как палка вытянутый весть; и спина, и хвост, и передние лапы словно как мерзлая, оба глаза глядят не моргая. Все запищали мы хором: "Повешен Мурлыка, повешен кот окаянный, довольно ты, кот, погулял; погуляем нынче и мы!"».


А вот что нарисовал и сочинил Лепешинский. КАРТИНА 1


Попытаемся идентифицировать персонажей. Три мыши наверху — Мартов, Аксельрод, Троцкий.
Тов. Ленин в центре в виде котэ, висящего на собственной лапе. На его хвосте мышь Вера Засулич, конец хвоста грызет Ф. Дан. Справа щерится Инна Смидович. Мышь на бочке внизу с надписью «Диалектика. Остерегайтесь подделок», скорее всего, А. Потресов (Старовер). Всем командует Премудрая крыса Онуфрий — Плеханов, сидящий в окне между ставнями с надписью: «Протоколы съезда» и «Протоколы Лиги».

КАРТИНА 2


«Труп» кота лежит на полу. Вокруг него оргия шумного ликования. Плеханов с Троцким, обхвативши друг друга лапками, откалывают канкан под игру Дана в дудку. Мартов с «Надгробным словом» расположился на брюхе у кота.
Текст: «Мурлыка лежит и не дышит. Вот мы принялись, как шальные — прыгать, скакать и кота тормошить. А премудрая крыса Онуфрий от радости, знать, нализался хмельного питья диалектики так, что сразу забыл и про когти мурлыки и даже про ”фразу парадную в ложно-классическом стиле”: облапив мышенка, который хотя и не кончил трех классов гимназии, но к диалектике столь же большое пристрастье имел, как и крыса Онуфрий, и всеми мышами был признан законным наследником крысы — так вот, облапив мышенка, он в пляс с ним пустился под дудку ”кота в миниатюре” (изволите видеть — у нас среди ”видных” мышей был тезка кота, чем он очень гордился. Поэт же наш Клим, на Мурлыкино пузо взобравшись, начал оттуда читать нам надгробное слово, а мы гомерически — ну хохотать! И вот что прочел он: ”Жил был Мурлыка, рыжая шкурка, усы, как у турка; был же он бешен, на бонапартизме помешан, за что и повешен. Радуйся, наше подполье!”».

КАРТИНА 3


Мурлыка ожил.
«Но только успел он последнее слово промолвить, как вдруг наш покойник очнулся. Мы брысь — врассыпную... Куда ты! Пошла тут ужасная травля. Тот бойкий мышенок, что с крысою старой откалывал вместе канкан — домой без хвоста воротился. Несчастная ж крыса Онуфрий, забыв о предательских дверцах, свой хвост прищемил и повис над боченком, в котором обычно приют безопасный себе находил он, лишь только ему приходилось крутенько. Его ж закадычный приятель — друг с детства — успел прошептать лишь: «Я это предвидел» и тут же свой дух испустил. А ”кот в миниатюре” с беднягой поэтом — прежде других всех достались Мурлыке на завтрак. Так кончился пир наш бедою».

Комиксы произвели впечатление. «Некоторые негодовали, некоторые выражали свое отменное удовольствие,— писал П. Лепешинский. Мне кажется, что чаще улыбались, чем хмуро сдвигали брови. Я уже рассказывал о том, как встревоженная за своего Жоржа добрейшая Роза Марковна (жена Плеханова — В.М.) снизошла до объяснения со мной возле нашего ”Вертепа" (дом, населенный большевиками, — на набережной Арвы). Я помню ее искреннее возмущение:
— Это что-то невиданное и неслыханное ни в одной уважающей себя соц.-демократической партии. Ведь, подумать только, что мой Жорж и Вера Ивановна Засулич изображены седыми крысами... У Жоржа было много врагов, но до такой наглости еще никто не доходил... Что скажет о нас Бебель? Что скажет Каутский?».


ЕЩЕ КОМИКСЫ
«Участок» (редакция новой «Искры»). Г.В. Плеханов изображен приставом в полицейском мундире.


В октябре 1903 г. Плеханов стал единоличным редактором «Искры», а затем кооптировал в состав редакции всех бывших редакторов, кроме В.И. Ленина. С 53-го номера «И.» стала газетой оппортунистов-меньшевиков. Когда большевики приносили в редакцию свои рукописи, у них спрашивали партийный паспорт.
«В исправницком мундире восседает на кресле глава участка и прикрывает своей пятерней, пряча от нескромных глаз "шпаны", строго секретный документ: Протоколы Совета. Его ближайший помощник углублен в изучение справки: "согласно свода законов членами организации именуются те, кои"... Другой подчасок — у телефона. "Некто в штатском" всматривается в физиономию шпаны и изучает их. А шпана (на карикатуре не трудно узнать Лядова, Олина, Сампсонова, Гусева, Бонч-Бруевича) обращается по начальству с ходатайством: "Покорнейше просим Вашество поместить наше заявление в Ведомостях Градоначальства. На стене портреты "самых уважаемых и старейших"».

«Сизифова работа». Изображение меньшевистского «болота» и его обитателей.


«Битва щедринских мальчиков». Эта карикатура заставила Лукича хохотать до упаду.


Она изображает двух щедринских мальчиков: в штанах (Бебеля) и без штанов (Вл. Ильича), Бебель зазывает «мальчика без штанов» в свой фатерланд, чтоб помирить драчунишку с остальными мальчиками, с которыми он рассорился, а верный своей санкюлотской природе мальчик без штанов непочтительно отвечает на это любезное приглашение: «На-тко, выкуси».

Эти и другие комиксы приведены в книге Пантелеймона Лепешинского «На повороте (от конца 80-х годов к 1905 г.)», которую мы и рекомендуем всем, кого заинтересовала тематика.
Возвращаясь к теме разборок партийных мышей и кота, приведем еще один рисунок автора книги, сделанный во время его проживания в Доме на набережной перед войной.

источник изображения

Кажется, на этот раз котэ был настоящим.

Под черной зарослью есть тропы,
Бетонным связаны узлом —
Там сатаны заезжий дом.
Когда в кибитке ураганной
Несется он, от крови пьяный,
По первопутку бед, сарыней,
И над кремлевскою святыней,
Дрожа успенского креста,
К жилью зловещего кота
(© Н.К.)

Опять-таки, лица посвященные уверяют, что сей по происхождению вовсе не Котэ, а Тигр.

Основные источники:
1. Пантелеймон Лепешинский. На повороте (от конца 80-х годов к 1905 г.). 2-е издание, 1925; доступна ЗДЕСЬ
2. Какъ мыши кота хоронили (соч. В.Жуковскаго, рис. Г.Нарбутъ) изд. I.Кнебель, Москва. 1910.

Page generated Jan. 27th, 2026 04:32 pm
Powered by Dreamwidth Studios