Nov. 13th, 2018 06:14 pm
Петровский пруд
250 ЛЕТ НАЗАД ЗДЕСЬ БЫЛ НАЙДЕН ГРОМ-КАМЕНЬ

По правде сказано, что сей есть камень Гром:
Он громок славою ввек будет со Петром,
Провозгремят о нем повсюду громы лирны,
И будет он вмещен во чудеса всемирны. (© В. Г. Рубан, 1770)
Год 1768-й от Р.Х. оказался весьма значимой вехой в создании главного символа Петербурга — памятника Петру I на Сенатской площади. Скульптор Этьен-Морис Фальконе приступил к изготовлению модели конной статуи Петра, а в лесу за Конной Лахтой был найден огромный валун, называемый Гром-камень (из-за того, что одна сторона у камня была «отколота сильным громом»). Сведения о нем представил в Контору строений казенный крестьянин Семен Вишняков.
Вторая задача по сложности не уступала первой, поскольку пьедестал Медного всадника такое же произведение искусства, как и скульптура императора. «Дикий камень», как символ побеждённых Петром преград, был задуман Фальконе ещё в Париже. Мысль была новой и дерзновенной — в те времена воздвигали изображения малых и крупных правителей на геометрически строгих постаментах.
Императрица Екатерина II идею всячески одобрила. Согласно ее желанию «скала необходимо должна быть необыкновенной величины, и тогда только всадник, на ней поставленный, мог производить сильное впечатление на зрителя». Прямоугольный пьедестал императрица наверняка отвергла бы, как забраковала она уже готовую скульптуру Петра работы Бартоломео Карло Растрелли (отца архитектора), эта статуя была установлена только в 1800 г. перед Михайловским замком.
По данному в июле 1768 г. от Академии Художеств известию должен сей камень быть 5-ти саженей в длину, 2-х саженей и половины аршина в ширину и 2-х саженей и одного аршина в вышину (сажень=2,16 м). Поначалу пытались составить постамент из нескольких глыб (от 6 до 12), кои «железными или медными крючьями совокуплять должно было». Долго искали требуемые обломки скалы, но не обрели ни одного подходящего. И наконец, природа даровала готовое подножие к изваянному образу.
Так выглядел Гром-камень, найденный в Лахте осенью 1768 г. (гравюра художника Якоба ван де Шлей).

Вес валуна до начала обработки составлял около 1800 т. Для его извлечения в 1769 г. под руководством греческого военного инженера Марина Карбури (он же граф Ласкари) была произведена расчистка территории от леса и кустарника и начат раскоп валуна. Контуры раскопа определялись следующим образом: во все стороны по 25.5 м и в глубину 4.3 м. У самого камня, в месте устройства «подушки» под его будущее основание, дно ямы опускали еще ниже, до отметки 5.5 м (то есть в горизонте морены).

Вид начала обработки Гром-камня
Кроме того, была отрыта аппарель длиной около 215 м для вытаскивания камня на поверхность земли.
1 апреля 1769 г. началась транспортировка Гром-камня по специально подготовленной трассе общей длиной 7,85 км. Для этого были созданы уникальные технические устройства, в частности, «шаровые машины», где использовался принцип шарикоподшипника. По параллельным рельсовым брусам с врезанными литыми бронзовыми желобами на бронзовых шарах скользила грузовая площадка, приводящаяся в движение кабестанами или во́ротами. Транспортировка камня продолжалась почти год, причем основное передвижение производилось в холодный период – с ноября 1769 по март 1770 гг.

Вид Гром-камня во время перевозки
27 марта 1770 г. Гром-камень был подтащен к специально построенному пирсу на берегу Финского залива, западнее Лахтинского разлива. Только в начале августа его смогли погрузить на построенное для него плоскодонное и широкое судно — прам в 180 футов (55 м) длины, 60 футов (18 м) ширины и 17 футов (5 м) высоты. В середине судна была устроена крепкая палуба. Груз нужно было так разместить, чтобы судно не могло касаться дна Невы, глубина которой при устье только 8 футов (2,4 м).
После ряда неудачных попыток скала легла всею тяжестью равно на все части судна. Прам прикрепили с обеих сторон самыми крепкими канатами к двум судам и таким образом везли его по Малой Неве вверх, а по Большой Неве вниз.

26 сентября Гром-камень был доставлен на Исаакиевскую пристань в Петербурге. Позже Карбури издаст в Париже книгу «Monument élevé à la gloire de Pierre-le-Grand» с подробным описанием всех работ. Ее можно скачать по ССЫЛКЕ, там очень интересные рисунки и чертежи.
Камень был уменьшен до размеров, предусмотренных моделью памятника. Была сколота излишняя высота камня, далее камень был сужен. Что касается длины, то она оказалась недостаточной, пришлось притесать к монолиту два дополнительных блока. На этом коллаже показано, насколько потерялась бы скульптура на фоне огромного необработанного пьедестала. Приведение к одному масштабу производилось по человеческим фигурам (ИСТОЧНИК).

Оставшийся после извлечения Гром-камня котлован наполнялся водой в течение нескольких лет. Уже в XIX в. он получил название Петровского пруда. Сейчас там организован Памятник природы регионального значения с тем же названием.
ПРОГУЛКА ВОКРУГ ПЕТРОВСКОГО ПРУДА

Сразу отмечу, что ехать сюда на автомобиле следует, если вы хорошо знаете заезд на служебную бетонку вокруг Северо-Западной ТЭЦ (2 на карте выше). С нее хорошо заметна тропа через пустырь и ручей, по ней до пруда около 300 м.
Можно маршруткой № 210 от метро «Беговая» ехать до магазина перед поворотом на Коннолахтинскую дорогу (1). От остановки лучше всего идти налево через старое 6-соточное садоводство им. Свердлова по ул. Северной. Но там легко запутаться и забрести вот в такие уголки.

Беспроигрышный вариант — двигаться прямо по ул. 3-я Конная Лахта до перекрестка (4). Далее налево по проселочной дороге, перегороженной бетонными блоками.

Вокруг этой дороги откровенный срач и эпичного вида помойки. Скорее всего, все это продуцирует то же садоводство.

Пробравшись через грязь, мы в конце концов попадем на симпатичную лесную тропу, ведущую к информационному стенду Памятника природы (3).



Обходим Петровский пруд против часовой стрелки. Так он выглядит у стенда, где начинается его узкая часть, канал на месте бывшей аппарели.

Пруд в своей широкой части.

Рядом заметны отвалы вынутой из пруда земли.


Отражение.

Виды с северо-западного берега пруда.


Стенд, вид с противоположного берега.

Отсюда уходит тропа на бетонку, идущую вдоль забора ТЭЦ; она помечена вот такими зелеными штуковинами.

Заболоченная часть пруда у торца бывшей аппарели.

Виды той самой бетонки (2) и с нее на ТЭЦ.


Предупреждение: за забором бегают злобные собакены, от скуки они любят подлезть под ворота и заняться проходящими по дороге персонами.
С АЛТАРНЫМ КАМНЕМ ФИНСКИХ ЧЕРНОБО́ГОВ
(немного мистики)
Горячечный и триумфальный город,
Построенный на трупах, на костях
«Всея Руси» - во мраке финских топей,
Со шпилями церквей и кораблей,
С застенками подводных казематов,
С водой стоячей, вправленной в гранит,
С дворцами цвета пламени и мяса,
С белесоватым мороком ночей,
С алтарным камнем финских чернобогов,
Растоптанным копытами коня,
И с озаренным лаврами и гневом
Безумным ликом медного Петра.
В болотной мгле клубились клочья марев:
Российских дел неизжитые сны... (© М. Волошин)
Найденный в лесу близ Конной Лахты Гром-камень был некогда расколот молнией и пользовался суеверным почтением местного населения. Известно, что он являлся священным местом для древних волхвов, кои проводили на нем свои обряды и жертвоприношения. Культ коня и камня был присущ именно ладожскому ареалу (вспомните «Конь-камень» на острове Коневец). А еще окрестности Лахты в момент находки камня находились во владении его Сиятельства графа Якова Александровича Брюса.
Вот вам и необходимый мистический фон для бесчисленных легенд. Простой народ без особых колебаний стал переносить сказания о всаднике, коне и камне на образ Медного всадника.
Говорят, старообрядцы очень боялись этого образа. Они считали его Четвертым всадником апокалипсиса «...и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли».
В народе известна легенда, названная «сном майора Батурина». В 1812 г ., во времена наполеоновского вторжения, Александр I распорядился вывезти монумент в Вологодскую губернию. Однако безвестного майора Батурина стал преследовать один и тот же сон, в котором статуя оживает, сходит с постамента и скачет на Каменный остров, где тогда во дворце жил император. Александр I выходит навстречу своему царственному предку, и Петр ему говорит: «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию! Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться». Всадник поворачивает назад, и слышно только, как цокают металлические копыта по камням мостовой. Об этом сне доложили Александру I. Он был так впечатлен, что отменил эвакуацию памятника. И действительно, Наполеон до Санкт-Петербурга не дошел. Как не удалось город взять и нацистам-гитлеровцам в другую Отечественную войну.
Питерские легенды наверняка еще будут рождаться. Давайте, посмотрим на маршрут перемещения Гром-камня.

При наложении на современную карту он точно пересечет ж/д платформу Ольгино и коттедж напротив нее, бывший первым логовом всем известных ольгинских троллей. Это весьма символично: громада российской государственности не нуждается в разной мелюзге.
Основные источники:
Сайт Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга (ООПТ).
Авторские фото — ноябрь 2018 г.

По правде сказано, что сей есть камень Гром:
Он громок славою ввек будет со Петром,
Провозгремят о нем повсюду громы лирны,
И будет он вмещен во чудеса всемирны. (© В. Г. Рубан, 1770)
Год 1768-й от Р.Х. оказался весьма значимой вехой в создании главного символа Петербурга — памятника Петру I на Сенатской площади. Скульптор Этьен-Морис Фальконе приступил к изготовлению модели конной статуи Петра, а в лесу за Конной Лахтой был найден огромный валун, называемый Гром-камень (из-за того, что одна сторона у камня была «отколота сильным громом»). Сведения о нем представил в Контору строений казенный крестьянин Семен Вишняков.
Вторая задача по сложности не уступала первой, поскольку пьедестал Медного всадника такое же произведение искусства, как и скульптура императора. «Дикий камень», как символ побеждённых Петром преград, был задуман Фальконе ещё в Париже. Мысль была новой и дерзновенной — в те времена воздвигали изображения малых и крупных правителей на геометрически строгих постаментах.
Императрица Екатерина II идею всячески одобрила. Согласно ее желанию «скала необходимо должна быть необыкновенной величины, и тогда только всадник, на ней поставленный, мог производить сильное впечатление на зрителя». Прямоугольный пьедестал императрица наверняка отвергла бы, как забраковала она уже готовую скульптуру Петра работы Бартоломео Карло Растрелли (отца архитектора), эта статуя была установлена только в 1800 г. перед Михайловским замком.
По данному в июле 1768 г. от Академии Художеств известию должен сей камень быть 5-ти саженей в длину, 2-х саженей и половины аршина в ширину и 2-х саженей и одного аршина в вышину (сажень=2,16 м). Поначалу пытались составить постамент из нескольких глыб (от 6 до 12), кои «железными или медными крючьями совокуплять должно было». Долго искали требуемые обломки скалы, но не обрели ни одного подходящего. И наконец, природа даровала готовое подножие к изваянному образу.
Так выглядел Гром-камень, найденный в Лахте осенью 1768 г. (гравюра художника Якоба ван де Шлей).

Вес валуна до начала обработки составлял около 1800 т. Для его извлечения в 1769 г. под руководством греческого военного инженера Марина Карбури (он же граф Ласкари) была произведена расчистка территории от леса и кустарника и начат раскоп валуна. Контуры раскопа определялись следующим образом: во все стороны по 25.5 м и в глубину 4.3 м. У самого камня, в месте устройства «подушки» под его будущее основание, дно ямы опускали еще ниже, до отметки 5.5 м (то есть в горизонте морены).

Вид начала обработки Гром-камня
Кроме того, была отрыта аппарель длиной около 215 м для вытаскивания камня на поверхность земли.
1 апреля 1769 г. началась транспортировка Гром-камня по специально подготовленной трассе общей длиной 7,85 км. Для этого были созданы уникальные технические устройства, в частности, «шаровые машины», где использовался принцип шарикоподшипника. По параллельным рельсовым брусам с врезанными литыми бронзовыми желобами на бронзовых шарах скользила грузовая площадка, приводящаяся в движение кабестанами или во́ротами. Транспортировка камня продолжалась почти год, причем основное передвижение производилось в холодный период – с ноября 1769 по март 1770 гг.

Вид Гром-камня во время перевозки
27 марта 1770 г. Гром-камень был подтащен к специально построенному пирсу на берегу Финского залива, западнее Лахтинского разлива. Только в начале августа его смогли погрузить на построенное для него плоскодонное и широкое судно — прам в 180 футов (55 м) длины, 60 футов (18 м) ширины и 17 футов (5 м) высоты. В середине судна была устроена крепкая палуба. Груз нужно было так разместить, чтобы судно не могло касаться дна Невы, глубина которой при устье только 8 футов (2,4 м).
После ряда неудачных попыток скала легла всею тяжестью равно на все части судна. Прам прикрепили с обеих сторон самыми крепкими канатами к двум судам и таким образом везли его по Малой Неве вверх, а по Большой Неве вниз.

26 сентября Гром-камень был доставлен на Исаакиевскую пристань в Петербурге. Позже Карбури издаст в Париже книгу «Monument élevé à la gloire de Pierre-le-Grand» с подробным описанием всех работ. Ее можно скачать по ССЫЛКЕ, там очень интересные рисунки и чертежи.
Камень был уменьшен до размеров, предусмотренных моделью памятника. Была сколота излишняя высота камня, далее камень был сужен. Что касается длины, то она оказалась недостаточной, пришлось притесать к монолиту два дополнительных блока. На этом коллаже показано, насколько потерялась бы скульптура на фоне огромного необработанного пьедестала. Приведение к одному масштабу производилось по человеческим фигурам (ИСТОЧНИК).

Оставшийся после извлечения Гром-камня котлован наполнялся водой в течение нескольких лет. Уже в XIX в. он получил название Петровского пруда. Сейчас там организован Памятник природы регионального значения с тем же названием.
ПРОГУЛКА ВОКРУГ ПЕТРОВСКОГО ПРУДА

Сразу отмечу, что ехать сюда на автомобиле следует, если вы хорошо знаете заезд на служебную бетонку вокруг Северо-Западной ТЭЦ (2 на карте выше). С нее хорошо заметна тропа через пустырь и ручей, по ней до пруда около 300 м.
Можно маршруткой № 210 от метро «Беговая» ехать до магазина перед поворотом на Коннолахтинскую дорогу (1). От остановки лучше всего идти налево через старое 6-соточное садоводство им. Свердлова по ул. Северной. Но там легко запутаться и забрести вот в такие уголки.

Беспроигрышный вариант — двигаться прямо по ул. 3-я Конная Лахта до перекрестка (4). Далее налево по проселочной дороге, перегороженной бетонными блоками.

Вокруг этой дороги откровенный срач и эпичного вида помойки. Скорее всего, все это продуцирует то же садоводство.

Пробравшись через грязь, мы в конце концов попадем на симпатичную лесную тропу, ведущую к информационному стенду Памятника природы (3).



Обходим Петровский пруд против часовой стрелки. Так он выглядит у стенда, где начинается его узкая часть, канал на месте бывшей аппарели.

Пруд в своей широкой части.

Рядом заметны отвалы вынутой из пруда земли.


Отражение.

Виды с северо-западного берега пруда.


Стенд, вид с противоположного берега.

Отсюда уходит тропа на бетонку, идущую вдоль забора ТЭЦ; она помечена вот такими зелеными штуковинами.

Заболоченная часть пруда у торца бывшей аппарели.

Виды той самой бетонки (2) и с нее на ТЭЦ.


Предупреждение: за забором бегают злобные собакены, от скуки они любят подлезть под ворота и заняться проходящими по дороге персонами.
С АЛТАРНЫМ КАМНЕМ ФИНСКИХ ЧЕРНОБО́ГОВ
(немного мистики)
Горячечный и триумфальный город,
Построенный на трупах, на костях
«Всея Руси» - во мраке финских топей,
Со шпилями церквей и кораблей,
С застенками подводных казематов,
С водой стоячей, вправленной в гранит,
С дворцами цвета пламени и мяса,
С белесоватым мороком ночей,
С алтарным камнем финских чернобогов,
Растоптанным копытами коня,
И с озаренным лаврами и гневом
Безумным ликом медного Петра.
В болотной мгле клубились клочья марев:
Российских дел неизжитые сны... (© М. Волошин)
Найденный в лесу близ Конной Лахты Гром-камень был некогда расколот молнией и пользовался суеверным почтением местного населения. Известно, что он являлся священным местом для древних волхвов, кои проводили на нем свои обряды и жертвоприношения. Культ коня и камня был присущ именно ладожскому ареалу (вспомните «Конь-камень» на острове Коневец). А еще окрестности Лахты в момент находки камня находились во владении его Сиятельства графа Якова Александровича Брюса.
Вот вам и необходимый мистический фон для бесчисленных легенд. Простой народ без особых колебаний стал переносить сказания о всаднике, коне и камне на образ Медного всадника.
Говорят, старообрядцы очень боялись этого образа. Они считали его Четвертым всадником апокалипсиса «...и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли».
В народе известна легенда, названная «сном майора Батурина». В 1812 г ., во времена наполеоновского вторжения, Александр I распорядился вывезти монумент в Вологодскую губернию. Однако безвестного майора Батурина стал преследовать один и тот же сон, в котором статуя оживает, сходит с постамента и скачет на Каменный остров, где тогда во дворце жил император. Александр I выходит навстречу своему царственному предку, и Петр ему говорит: «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию! Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться». Всадник поворачивает назад, и слышно только, как цокают металлические копыта по камням мостовой. Об этом сне доложили Александру I. Он был так впечатлен, что отменил эвакуацию памятника. И действительно, Наполеон до Санкт-Петербурга не дошел. Как не удалось город взять и нацистам-гитлеровцам в другую Отечественную войну.
Питерские легенды наверняка еще будут рождаться. Давайте, посмотрим на маршрут перемещения Гром-камня.

При наложении на современную карту он точно пересечет ж/д платформу Ольгино и коттедж напротив нее, бывший первым логовом всем известных ольгинских троллей. Это весьма символично: громада российской государственности не нуждается в разной мелюзге.
Основные источники:
Сайт Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга (ООПТ).
Авторские фото — ноябрь 2018 г.