Oct. 29th, 2008 10:31 pm
Козья Гора
Разбитое в хлам шоссе Осьмино-Сланцы петляет среди холмов, покрытых лиственным лесом. Разогнаться не получится, выбоины и ямы среди остатков асфальта такой глубины, что как раз оставишь подвеску. Километров через 15 тихого слалома попадаешь в одно из самых таинственных и интересных мест Петербургской губернии — район озера Самро.
Когда-то тут были Сумерский погост и городок на тракте Новгород - Гдов. Возможно, они принадлежат к тем, что были учреждены еще святой кн. Ольгой в 957г. “по Лузе реке”. К западу от погоста лежали земли пограничного Пскова, а за ними уже земля Ливонская, принадлежавшая Ордену. В ХVll в. шведы долго удерживали Сомерскую волость за собою, и лишь по Плюсскому и Столбовскому договорам вынуждены были вернуть ее России. Могилы рыцарей и шведов сохранялись здесь до начала ХХ века.
Жители Сомерской волости в быту и языке различались на две группы: потомков новгородцев (словен) и народа коренного чудского происхождения, говорившего “особым наречием, в котором много дикости и поэзии”
Перед д.Поречье налево уходит грунтовка. Где-то рядом лежит уникальный стрелообразный камень, указывавший ранее путь паломникам. Но эта дорога заросла, а по нашей грунтовке через полкилометра развилка. Сворачиваем направо, огибаем невысокую горку, и вот — что-то нереальное. Прямо среди леса высится удивительной красоты белоснежная Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Построена она была по проекту самого Василия Антоновича Косякова (автора Никольского Морского Собора в Кронштадте, если кто не знает).
Это и есть Козья Гора. Когда-то тут была деревенька, название которой произошло от лесных олешков, по-местному коз, в изобилии водившихся в округе. Ее давно нет, а церковь осталась и прекрасно сохранилась. И еще остатки ограды бывшего Поречского женского монастыря.

Монастырь был основан в 1901г. местными крестьянами Максимом Егоровым и Андреем Кудрявцевым, разбогатевшими на подрядах в Петербурге и ставшими почетными гражданами. Земельный участок в 710 десятин Кудрявцев и Егоров купили у крестьянина Ю.Я.Розенфельда. В 1904г. на Козьей горе были заложены деревянная церковь для сестер и каменная для прихожан. Построена трехпридельная Покровская церковь была в 1905г., еще два года ушли на ее отделку и украшение. Освящен главный престол был в январе 1908г.
Композиция здания типична для русских церквей. Главный четверик увенчан пятью куполами и украшен закомарами. Широкие окна трапезной обрамлены арками и балясинами; над входами находятся треугольные фронтоны, которые опираются на пучки колонн. Одноярусная шатровая колокольня тоже декорирована закомарами. За алтарем находится часовня, в которой позже были погребены А.А. Кудрявцев и его близкие.
Жизнь молодой, небольшой и бедной монашеской общины плохо отражена в архивных документах - в епархиальных отчетах о ней почти ничего не говорится Монастырское хозяйство было невелико: 14 жилых и служебных построек, огороды, сад, сенокос, скот, лошади. Ни школы, ни приюта при обители не было. К 1925г. в обители было около 30 послушниц и монахинь.
После разорения монастыря большевиками его постройки использовал для своих целей местный колхоз. Дом с Серафимовской церковью в 1930-е сгорел. Храм закрыли в 1937г., а возобновили службы уже в 1942-м. Первым настоятелем после возобновления служб был о. Алексий Кибардин, духовник прп. Серафима Вырицкого.
В войну здесь активно действовали партизаны, которым о. Алексий помогал деньгами и продуктами. Последний раз партизаны приходили в октябре 1943г. Тогда, за 3 месяца до освобождения села советскими войсками, состоялся примечательный диалог партизан с о. Алексием: "Ты знаешь, что делается по ту сторону фронта? - Не имею никаких сведений. - В Москве теперь имеется Патриарх, храмы открыты... За то, что ты помогал нам, Родина тебя не забудет". После этого пришел карательный отряд немцев. О. Алексий вышел к карателям и убедил оставить храм и прилегающие дома в покое. Так что в сохранении храма большая заслуга этого пастыря.
В послевоенные годы Покровская церковь оставалась приходской. О. Алексия все-таки арестовали, и настоятели в церкви менялись довольно часто. Попасть на Козью Гору считалось своего рода наказанием. Тем не менее, в храме сохранились подлинный иконостас и уникальная утварь.

Особо следует отметить огромную, в два человеческих роста Старорусскую икону Божией Матери. Хотели ее немцы в свое время увезти.Но, то ли сдвинуть не смогли, то ли мотор в грузовике не завелся. Так она в храме и осталась.
Службы идут в основном по праздникам. Прихожан мало. Настоятель церкви — о.Олег.
А после посещения храма едем далее по грунтовке до старинной д.Подлесье. В ней сворачиваем направо, и, вот оно, озеро Самро. Почти правильный круг диаметром 8 км. в плоской котловине, глубина — менее 1 м. Только у восточного берега проходит полоса 5-6м. глубины. В нем полно рыбы, водятся ондатры, да и вода, говорят, обладает целебными свойствами.
Фото в тексте кликабельны.

no subject
Красивые места. И безлюдные. Поэтому и озеро - еще пока - целебное, "...полно рыбы, водятся ондатры..."
Жизненный подвиг о.Алексия Кибардина. Царствие ему небесное.
no subject
Про о.Алексия см. подробно здесь http://ricolor.org/history/pv/15/
no subject
no subject
Метров за 100 до берега машину оставьте (там все рыбаки тачки оставляют). Иначе трактором придется вытягивать.
Кстати, оз.Самро очень большое, но подъездов к нему раз-два и обчелся. То лес и кустарник непроходимый, то трясина.
А еще там неподалеку есть совершенно мистическое место - маленькое оз.Славянка. О нем мало кто знает, подскажу только одну ссылку http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=138121980
Если туда выберитесь, обязательно напишите:)
no subject
no subject
Мне казалось, что единственный деревянный усадебный дом XVIII века - в Рождествено
После Барселоны
вот кто бы взял? Всегда готов!
Re: После Барселоны
давай опять начнем с азов:
услышав дальних странствий зов,
бери шмурдяк, часник и сало:)