С мистикой и чудесами в Питере явный перебор.
То монах Прокопий на кладбище путан свежует, то декабристы у Петропавловки шалят, то Софья Перовская платочком машет... Иногда мы сами становимся свидетелями рождения мифов и легенд. И в этом есть лепта прошедших двух десятилетий строительного неовандализма.
Ряд, несомненно, мистических событий связан с самым известным питерским долгостроем - гостиницей на Наб. Карповки, 37.
ПАРТИЯ РУЛИТ
Строить ее начали в 1988 г. по заказу Госкомтуризма СССР. Место выбрали на Петроградке вблизи Иоанновского монастыря, где похоронен Св. Иоанн Кронштадский. По Постановлению № 534 Исполкома Ленсовета от 04.07.1988 г. целый квартал очистили от «малоценных» домов, заодно уничтожив Карповский переулок.

Комплекс странного вида бетонных коробок с непропорционально длинным фасадом и тремя этажами мансард со стеклянными «фонарями» начала возводить по проекту архитектора Марка Рейнберга югославская компания Montexgroexport.

Открыться новая гостиница с названием «Петроградская» должна была в 1990 г. Директором был назначен А.Качалов - секретарь парткома ЛО «Интурист».
Вскоре ни «Интуриста», ни СССР не стало. После неудачной попытки продажи отеля было создано АООТ «Интер-отель «Петроград». Его президентом стал все тот же А.Качалов. Был выигран суд с югославами, которые требовали компенсации за срыв контракта. Российская сторона провела ревизию и обнаружила недостачу $18 млн. Обе стороны разошлись полюбовно, и на объект начали искать новых подрядчиков.
За $ 58 млн. гостиницу пообещала достроить турецкая компания ATA. Изменилось ее название — она превратилась в отель «Северная корона». В августе 1993 г. 94% акций предприятия выкупил банк «Санкт-Петербург», который и начал финансирование работ. Осенью 1995 г. здание было завершено на 90%. Был полностью подобран, обучен и сертифицирован персонал будущего отеля. Появились снимки его интерьеров.

2 ноября 1995 г. руководство гостиницы решило провести презентацию будущей гордости туристского Петербурга.
СМЕРТЬ ВЛАДЫКИ ИОАННА
Торжественный банкет долго не начинался. Ждали чету Собчаков. Для племени младого, незнакомого поясняю — Собчак, это не Ксения, а ее отец Анатолий Александрович, тогдашний мэр Петербурга.
Прибывшего на торжества Митрополита Санкт-Петербургского Иоанна (Снычева) томили в непонятном ожидании в неуютном, продуваемом холле “Северной Короны”.

В начале девятого в вестибюле появился мэр со своей женой, княгиней Нарусовой. Подойдя к Митрополиту, она попросила: «Благословите, Владыка».
Митрополит поежился от холода и поднял руку для благословения.... Стоявшие рядом с ним спутники вспоминали, что когда Владыка поднял руку, возникло ощущение, словно он увидел что-то неожиданное. Он смотрел не на Нарусову, не на Собчака, а куда-то сквозь них. Глаза его были широко открыты. Пальцы, сжимавшие митрополичий посох, разжались. Владыка пошатнулся и начал медленно оседать на пол.
Первая медицинская помощь была ему оказана только через 15 минут. Нужных лекарств под рукой не оказалось. Сердце митрополита остановилось. Специализированная скорая прибыла через сорок минут. «Готов!», - посмотрев на Владыку, сказал врач этой скорой.
На похоронах митрополита Иоанна никого из именитых гостей не было.
С той поры эта гостиница считается среди православных города «Богом проклятым» местом.
ПОРОСЛО ТРАВОЙ... МЕСТО НАШИХ ВСТРЕЧ
После неудавшейся презентации на объект посыпались неприятности. Турецкая сторона отказалась продолжать работы и обратилась в международный арбитражный суд. Разбирательство до сих пор не завершено.
В 1996 г. опять начались поиски инвестора. Однако до 2001 г. никаких изменений не произошло. Гостиница, до завершения строительства которой не хватало 3-х месяцев, так и оставалась недостроем. В августе 2001 г. председатель банка Санкт-Петербург объявил, что «банкротство — единственный способ достроить этот комплекс». В том же году прозвучали слова о его продаже. Покупателем называли Управление делами президента.
Но, ни продажа, ни банкротство не состоялись. Пресс-служба банка «Санкт-Петербург» объявила о намерении достроить отель к 300-летнему юбилею города. Сумму для завершения работ банк рассчитывал поучить от «сторонних инвесторов». При этом вдруг в бюджете Петербурга на 2002 г. появилась строка о гарантии на этот проект на сумму $ 50 млн. Как говорят, губернатор Владимир Яковлев узнал о ее появлении уже после утверждения бюджета депутатами.
В июне 2002 г. при принятии поправок к бюджету строчка о гарантиях «Северной короне» исчезла. Строительство не возобновлялось.
В июле 2004 г. банк «Санкт-Петербург» договорился о продаже недостроенной гостиницы с ОАО АКБ «Еврофинанс Моснарбанк». Сделка состоялась, но на ходе строительных работ этот факт никак не отразился.
В 2006 г. правительство города выпустило постановление, в соответствии с которым было расторгнуто соглашение с АООТ «Интер-Отель «Петроград» «в силу длительного неисполнения инвестиционных обязательств». На тот момент объекты строительства и земельный участок уже были зарегистрированы в частную собственность.
В октябре 2007г.о своем намерении открыть отель на месте «Северной короны» объявила сеть Le Meridien. Открытие было запланировано на 2009 г., потом перенесено на 2010 г.. Объем инвестиций в проект составлял около $75 млн.
И вот, совсем недавно в печати появилась информация о сносе так и не достроенного отеля. Обследование объекта выявило массу строительных ошибок, касающихся технической и пожарной безопасности. Кроме того, в зданиях уже началось разрушение несущих конструкций. На месте отеля инвестор собирается построить жилой квартал.
Сам архитектор Марк Рейнберг не возражает против планов девелоперов. «А пускай сносят!» — говорит он.
Архитектор только сожалеет, что ради реализации проекта пришлось уничтожить Карповские бани: «Там мылся Распутин с Николаем II. И я мылся после войны... За то, что я снес баню, теперь сносят недостроенную гостиницу. Это проклятое место, и на нем ничего хорошего не выйдет».
Впрочем, портал Фонтанка.Ру информацию о сносе вскоре опроверг.
Сейчас объект на Карповке, 37 обнесен бетонным забором. За ним в вагончике сидит сторож. Здания понемногу разрушаются, площадка гостиницы заросла дикой травой и кустами и оставляет впечатление гиблого места. Show must go on.
Похоже, Петербург умеет мстить.
Будьте осторожнее, господа-товарищи, со своими стекляшками в зоне исторической застройки.
APPENDIX
Снимок интерьеров 2014 г.

no subject
no subject
no subject
Очень мерзкое было время. Не хочу никого осуждать, но пытаюсь припомнить хотя бы одного симпатичного персонажа оттуда. И не могу.
no subject
no subject
Иное дело Собчак. Тот слишком много знал
no subject